анонсы статьи
новости
25.7.2024
В Великом Новгороде исследуется фундамент одного из древнейших русских храмов

17.7.2024
"Семья в фокусе"

13.7.2024
Евангельские группы присоединяются к осуждению экспертом ООН проституции как системы насилия и эксплуатации после ужасающего доклада

1.7.2024
Хоули призывает «снять транс-флаг» с федеральных зданий, заставить христианских руководителей поставить «Америку на первое место»

24.6.2024
Раскрыты подробности нападения на православный храм в Дербенте

19.6.2024
Стали известны темы, обсуждавшиеся на встрече папы Франциска с президентом Байденом

13.6.2024
В Санкт-Петербурге проходит Всероссийская конференция служителей Российского союза евангельских христиан баптистов

10.6.2024
Прощание с Р.Л. Носач

8.6.2024
Саммит Глав Протестантских Церквей России

6.6.2024
Эффективность и справедливость: христианский взгляд на социально-экономическое развитие
Расизм, марксизм и Библия

Сергей Худиев, Москва

Гражданские волнения в США привлекли внимание во всем мире. Они вновь побудили людей обсуждать проблемы расизма и социального неравенства. Эти проблемы есть везде, хотя, возможно, не везде стоят одинаково остро. Но само восприятие неравенства, как проблемы - имеет библейские корни. В большинстве человеческих культур неравенство и рабство воспринималось, как что-то само собой разумеющееся. Только по мере проникновения в сознание людей библейского послания эти явления стали ставить под вопрос.

Библия последовательно говорит о том, что Бог на стороне обойденных, угнетенных, выдавленных на самые низкие ступени социальной лестницы. Он признает "Своим народом" и выводит из Египта с великими чудесами и знамениями рабов. Фараону в голову не приходит, что у этих жалких, подавленных людей может быть какой-то Бог, заслуживающий внимания. Боги, по мнению язычника, на стороне сильных - ведь они потому и являются сильными, побеждающими, способными подавлять других, что им благоволят сверхъестественные силы. А, если люди потерпели поражение, оказались в рабстве, вынуждены терпеть самое дурное обращение - то, явно, со сверхъестественными покровителями у них не густо.

Но эта привычная и самоочевидная система ломается со страшным треском. Оказывается, что боги могучих и сильных - пустое место. Истинный Бог, который владычествует нам всеми силами природы - которые язычники приписывали своим богам - избирает именно слабых и незначительных. Эта мысль еще много раз повторяется в Писании: "из праха поднимает бедного, из брения возвышает нищего" (Пс.112:7), "низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем" (Лук.1:52,53), "Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, - для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом" (1Кор.1:27-29).

Поэтому расизм (биологический или социальный), восприятие других людей как "низших", не достойных вполне человеческого обращения, несовместим с христианской верой. Но есть и еще одно заблуждение - марксизм, который полагает, что человеческий род всегда можно поделить на две группы, угнетенных и угнетателей, угнетатели всегда неправы, а угнетенные всегда правы, и их действия не подлежат критике.

Представители "угнетенной" группы просто в принципе не могут совершить несправедливость по отношению к "угнетателям". Если они, например, разграбили и сожгли помещичью усадьбу (или, в текущей ситуации, дорогой магазин), они лишь несколько вознаградили себя за все, что у них отняли угнетатели. Марксизм подхватывает библейский пафос обличения угнетателей, но отвергает Бога и превращает историю в борьбу за чисто материальные блага. Но Библия не заканчивает на избрании угнетенных, которые становятся Божиим народом. Она долго повествует о том, как Бог воспитывает (иногда сурово) свой народ, приучая его повиноваться Закону. Божие избрание означает огромную ответственность - от тех, кого Бог освободил, ожидается поведение, прославляющее Бога.

В наши дни люди шарахаются между двумя ересями - расизмом, социальным или биологическим, видящем в социально ущемленных группах людей "варваров, дикое скопище пьяниц", которых надо держать под контролем при помощи пулеметов, и марксизмом, который полагает, что угнетенные всегда правы и им все позволено.

Библия говорит, что те, кто оказался внизу социальной структуры - люди, созданные по образу Божию, и достойные уважения. Но именно поэтому они ответственны за свои действия и могут нуждаться в обличении и дисциплине.
Три подтверждения пустой гробницы

Стоит ли откладывать покаяние?

В Евангелии нет статистики

Искупление придумал Павел?

Новый Завет и буддизм, а есть ли сходство?

Утешитель предателей

Зло — не снаружи

О пользе моногамии

Служители и остальные

Библия — снаружи я или внутри?

Внутренняя радость

(Не)справедливость искупления

Бог - не следящая камера

Надо ли бояться смирения?

В поисках новой памяти. О романе Е. Водолазкина «Чагин»

Подлинный смысл Пасхи

Смерть, которая имела смысл

Во оставление грехов

Почему мы должны верить в еврейского Бога?

Зуб за зуб
  Следующие 20 >>