Гражданские волнения в США привлекли внимание во всем мире. Они вновь побудили людей обсуждать проблемы расизма и социального неравенства. Эти проблемы есть везде, хотя, возможно, не везде стоят одинаково остро. Но само восприятие неравенства, как проблемы - имеет библейские корни. В большинстве человеческих культур неравенство и рабство воспринималось, как что-то само собой разумеющееся. Только по мере проникновения в сознание людей библейского послания эти явления стали ставить под вопрос.
Библия последовательно говорит о том, что Бог на стороне обойденных, угнетенных, выдавленных на самые низкие ступени социальной лестницы. Он признает "Своим народом" и выводит из Египта с великими чудесами и знамениями рабов. Фараону в голову не приходит, что у этих жалких, подавленных людей может быть какой-то Бог, заслуживающий внимания. Боги, по мнению язычника, на стороне сильных - ведь они потому и являются сильными, побеждающими, способными подавлять других, что им благоволят сверхъестественные силы. А, если люди потерпели поражение, оказались в рабстве, вынуждены терпеть самое дурное обращение - то, явно, со сверхъестественными покровителями у них не густо.
Но эта привычная и самоочевидная система ломается со страшным треском. Оказывается, что боги могучих и сильных - пустое место. Истинный Бог, который владычествует нам всеми силами природы - которые язычники приписывали своим богам - избирает именно слабых и незначительных. Эта мысль еще много раз повторяется в Писании: "из праха поднимает бедного, из брения возвышает нищего" (Пс.112:7), "низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем" (Лук.1:52,53), "Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, - для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом" (1Кор.1:27-29).
Поэтому расизм (биологический или социальный), восприятие других людей как "низших", не достойных вполне человеческого обращения, несовместим с христианской верой.
Но есть и еще одно заблуждение - марксизм, который полагает, что человеческий род всегда можно поделить на две группы, угнетенных и угнетателей, угнетатели всегда неправы, а угнетенные всегда правы, и их действия не подлежат критике.
Представители "угнетенной" группы просто в принципе не могут совершить несправедливость по отношению к "угнетателям". Если они, например, разграбили и сожгли помещичью усадьбу (или, в текущей ситуации, дорогой магазин), они лишь несколько вознаградили себя за все, что у них отняли угнетатели. Марксизм подхватывает библейский пафос обличения угнетателей, но отвергает Бога и превращает историю в борьбу за чисто материальные блага.
Но Библия не заканчивает на избрании угнетенных, которые становятся Божиим народом. Она долго повествует о том, как Бог воспитывает (иногда сурово) свой народ, приучая его повиноваться Закону. Божие избрание означает огромную ответственность - от тех, кого Бог освободил, ожидается поведение, прославляющее Бога.
В наши дни люди шарахаются между двумя ересями - расизмом, социальным или биологическим, видящем в социально ущемленных группах людей "варваров, дикое скопище пьяниц", которых надо держать под контролем при помощи пулеметов, и марксизмом, который полагает, что угнетенные всегда правы и им все позволено.
Библия говорит, что те, кто оказался внизу социальной структуры - люди, созданные по образу Божию, и достойные уважения. Но именно поэтому они ответственны за свои действия и могут нуждаться в обличении и дисциплине.