Один из постоянно мелькающих тезисов атеистов - "Экстраординарные утверждения требуют экстраординарных доказательств". Этот хлесткий афоризм принадлежит известному популяризатору науки Карлу Сагану. Речь идет о том, что любые сообщения с сверхъестественных событиях (таких, например, как Воскресении Иисуса из мертвых) являются экстраординарными. Ничего подобного обычно не происходит, весь наш опыт - и опыт многих поколений - говорит о том, что мертвые остаются мертвыми, да и вообще мы обычно не наблюдаем сверхъестественных явлений.
Поэтому, чтобы поверить в истинность сообщений о сверхъестественном, нужны какие-то совсем уж экстраординарные свидетельства, и атеисты не считают какие-либо сообщения о чудесах удовлетворяющими этому критерию.
Это кажется серьезным доводом, но, на мой взгляд, у него есть ряд роковых дефектов. Представьте себе самолет, сбившийся с курса и пролетевший низко над индейской деревушкой где-то в джунглях Амазонки. Индейцы ничего не знают о самолетах и видят его в первый и последний раз. Когда они расскажут о своем видении огромной ревущей птицы в соседней деревне, им не поверят. В жизненном опыте изолированного племени в джунглях нет никаких самолетов. «Где экстраординарные доказательства ваших экстраординарных заявлений?» - спросят индейцы-скептики, и будут неправы. Почему?
Потому, что их опыт, на основании которого они делают выводы относительно экстраординарности этого события - ограничен жизнью в джунглях. Мы, имея несколько более широкий кругозор - ничего экстраординарного в самолете не увидим. Но это не отменяет того, что есть многое, что находится за пределами нашего опыта, но, тем не менее, является реальным.
Отвергать сообщения о сверхъестественном только на основании того, что в нашем личном опыте (или опыте нашего ближайшего окружения) таких событий не было - значит неоправданно абсолютизировать наш опыт.
Но есть еще одно соображение - экстраординарные утверждения самого атеизма. Согласно материалистической картине мира наш опыт свободной воли, красоты вселенной, нравственного чувства иллюзорен. Этому опыту ничего не соответствует в реальности. Говоря о том, что туманность Андромеды прекрасна или преступления злодеев возмутительны, мы не описываем какую-то вне нас находящуюся реальность - мы проецируем на внешний мир наши переживания и только. Если реальность чисто материальна и может быть полностью описана на языке физики, то туманность не обладает объективным свойством "красоты", поступки не обладают каким-то объективным качеством "злодейства" или, наоборот, "добродетели". Более того, обратим внимание на то, что пишут ведущие атеистические интеллектуалы мира в "Декларации в защиту клонирования": "Богатство мыслей, чувств, упований и надежд человечества возникает, по всей видимости, из электрохимических процессов в мозге, а не из нематериальной души, способы действия которой не может обнаружить ни один прибор".
Если это так, то наша свободная воля иллюзорна - электрохимические процессы в мозге подчиняются законам природы и просто не могут обладать никакой свободой. Но такие утверждения о природе нашего опыта являются экстраординарными - они глубоко противоречат нашему опыту, который говорит о том, что вселенная прекрасна, люди поступают по своему свободному выбору, а между добром и злом есть объективная разница.
Есть ли какие-то экстраординарные доказательства этих утверждений? Нет, и в принципе быть не может. Вы не можете доказать, что реальность сводится к материи. Таким образом тезис Карла Сагана "экстраординарные утверждения требуют экстраординарных доказательств" едва ли годится для опровержения сверхъестественного, но его можно с успехом развернуть против материализма.