анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
Экстраординарные утверждения и экстраординарные доказательства

Сергей Худиев, Москва

Один из постоянно мелькающих тезисов атеистов - "Экстраординарные утверждения требуют экстраординарных доказательств". Этот хлесткий афоризм принадлежит известному популяризатору науки Карлу Сагану. Речь идет о том, что любые сообщения с сверхъестественных событиях (таких, например, как Воскресении Иисуса из мертвых) являются экстраординарными. Ничего подобного обычно не происходит, весь наш опыт - и опыт многих поколений - говорит о том, что мертвые остаются мертвыми, да и вообще мы обычно не наблюдаем сверхъестественных явлений.

Поэтому, чтобы поверить в истинность сообщений о сверхъестественном, нужны какие-то совсем уж экстраординарные свидетельства, и атеисты не считают какие-либо сообщения о чудесах удовлетворяющими этому критерию.

Это кажется серьезным доводом, но, на мой взгляд, у него есть ряд роковых дефектов. Представьте себе самолет, сбившийся с курса и пролетевший низко над индейской деревушкой где-то в джунглях Амазонки. Индейцы ничего не знают о самолетах и видят его в первый и последний раз. Когда они расскажут о своем видении огромной ревущей птицы в соседней деревне, им не поверят. В жизненном опыте изолированного племени в джунглях нет никаких самолетов. «Где экстраординарные доказательства ваших экстраординарных заявлений?» - спросят индейцы-скептики, и будут неправы. Почему?

Потому, что их опыт, на основании которого они делают выводы относительно экстраординарности этого события - ограничен жизнью в джунглях. Мы, имея несколько более широкий кругозор - ничего экстраординарного в самолете не увидим. Но это не отменяет того, что есть многое, что находится за пределами нашего опыта, но, тем не менее, является реальным.

Отвергать сообщения о сверхъестественном только на основании того, что в нашем личном опыте (или опыте нашего ближайшего окружения) таких событий не было - значит неоправданно абсолютизировать наш опыт.

Но есть еще одно соображение - экстраординарные утверждения самого атеизма. Согласно материалистической картине мира наш опыт свободной воли, красоты вселенной, нравственного чувства иллюзорен. Этому опыту ничего не соответствует в реальности. Говоря о том, что туманность Андромеды прекрасна или преступления злодеев возмутительны, мы не описываем какую-то вне нас находящуюся реальность - мы проецируем на внешний мир наши переживания и только. Если реальность чисто материальна и может быть полностью описана на языке физики, то туманность не обладает объективным свойством "красоты", поступки не обладают каким-то объективным качеством "злодейства" или, наоборот, "добродетели". Более того, обратим внимание на то, что пишут ведущие атеистические интеллектуалы мира в "Декларации в защиту клонирования": "Богатство мыслей, чувств, упований и надежд человечества возникает, по всей видимости, из электрохимических процессов в мозге, а не из нематериальной души, способы действия которой не может обнаружить ни один прибор".

Если это так, то наша свободная воля иллюзорна - электрохимические процессы в мозге подчиняются законам природы и просто не могут обладать никакой свободой. Но такие утверждения о природе нашего опыта являются экстраординарными - они глубоко противоречат нашему опыту, который говорит о том, что вселенная прекрасна, люди поступают по своему свободному выбору, а между добром и злом есть объективная разница.

Есть ли какие-то экстраординарные доказательства этих утверждений? Нет, и в принципе быть не может. Вы не можете доказать, что реальность сводится к материи. Таким образом тезис Карла Сагана "экстраординарные утверждения требуют экстраординарных доказательств" едва ли годится для опровержения сверхъестественного, но его можно с успехом развернуть против материализма.
Единородный Сын и трудности языка

Исказил ли Апостол Павел учение Иисуса?

О непонятности Христианства

«Глубокие фейки»: старые ловушки на новый лад

Может ли машина мыслить?

Сила притяжения

Искусственный интеллект не может быть вам другом

Свобода, святость и неверность в Церкви

Кровь Ходатая

Христианство — не есть традиционная религия

Я не просил меня творить!

Прежде, нежели был Авраам

Что меняет вера в Божество Иисуса?

Гордыня и самооценка

Почему люди выбирают зло?

Что, если Церковь требует чего-то противного совести?

Ответственность и послушание

Что значит быть падшими?

Какими глазами мы видим Церковь?

Святочные гадания
  Следующие 20 >>