На почве пандемии, самоизоляции, образовавшегося свободного времени, участившегося сидения в сети Интернет и усиливающейся тревожности от происходящего, активизируются и разнообразные теории заговора. 5G-сети и вышки, распространяющие зомбирующие лучи. Чипы антихриста, начертание Зверя и три шестерки, вводимые вместе с прививками. Мировое правительство, желающее сократить население до одного «золотого миллиарда» (неясно правда, как и за счет кого потом этот «миллиард» будет существовать). Пандемия, жертвы, заболевшие – ясно дело, все выдумки и пропаганда. От гриппа и СПИДа, мол, умирает гораздо больше (при том, что эти заболевания известны, и с ними худо-бедно ведется борьба, а тут очень заразная инфекция пока что без вакцины и надежного лечения). Или, наоборот, панические слухи о массе заболевших и горах трупов («от нас все скрывают»). Все усилия властей по всему миру (!) и ограничения – это репетиция массовой слежки за всеми гражданами, чтобы создать новое всемирное полицейское государство. Верующим не дают собираться только потому, что их втайне ненавидят водимые сатаной чиновники и врачи. И так далее, и тому подобное.
Спорить с носителями подобных теорий – как правило, бесполезное и малоперспективное занятие. Вообще, теории заговора довольно сложно опровергнуть, потому что это весьма интересное психологическое и социальное явление. Человек живет в сложном мире, где многие факторы просто не поддаются никакому контролю или даже объяснению. Все экономики мира, финансовые, интеллектуальные и промышленные системы оказываются неспособными противостоять крошечной бактерии. Отсюда и заявления – такого просто не может быть, есть более «логическое» и «рациональное» объяснение. Невежество (часто само по себе объяснимое – никто не может разбираться во всем, тем более в специализированных областях), уверенность в собственной правоте и стремление «найти недостающее звено», «собрать воедино картину из кусочков паззла» приводит к созданию внешне стройной теории, которая «все объясняет». На все есть универсальный ответ – они все сговорились, поэтому ничего не докажешь.
Не являются исключением и верующие люди – как раз наоборот, именно они наиболее часто подвержены теориям заговора. Все дело в том, что вера (в том числе и христианская, евангельская) предполагает доверие Высшему, до конца Непостижимому («блаженны не видевшие, но верующие»), а значит, в чем-то таинственному и даже мистическому началу. Доверие это сравнивается в Библии с верою ребенка. Другое дело, что это именно вера в Бога, Его Слово, Его жертву, Его искупление, Его пришествие. И здесь верующим очень легко смешать библейские образы (уже упомянутые «начертание», «число Зверя», «антихрист» и так далее) с современными реалиями – знаками на банкнотах и документах, кредитными картами, медицинскими чипами, прививками и так далее. Давайте посмотрим правде в глаза, и я меньше всего хочу кого-то обидеть. Но верующим часто свойственны наивность, чрезмерная доверчивость, экзальтированность, повышенная тревожность за себя и за мир, отсутствие критического мышления. Не зря в Писании есть немало призывов и замечаний по этому поводу – не заботьтесь о дне завтрашнем (то есть о том, что от нас непосредственно не зависит), немудрое мира избрал Бог, не дано вам знать времена и сроки; «никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом»; не размышлять сверх написанного. И многие другие тексты, которые можно долго приводить. Поэтому верующие – это обильная питательная среда для всевозможных теорий заговора, слухов и откровенных басней; тем более, библейское здравомыслие и рассмотрение сегодня в небольшом почете.
В посланиях Фессалоникийцам описана похожая проблема. Апостол Павел пишет, судя по всему, не так давно образованной церкви, одобряет верующих за «дело веры, труд любви и терпение упования» (1 Фесс. 1:3), говорит, что «хвалимся вами в церквах Божиих, терпением вашим и верою во всех гонениях и скорбях» (2 Фесс. 1:4). Но уже во второй главе предупреждает: «не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов» (2 Фесс. 2:2). Здесь есть несколько моментов, характерных для многих теорий заговора.
Во-первых, подобные идеи колеблют в вере и смущают умы. Они направляют не ко Христу, не к праведности и не к достойному труду и служению в обществе и церкви. Результат – «некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся» (2 Фесс. 3:11). Рождаются бесплодные споры, особенно о нюансах последнего времени, которые станут явными лишь по мере их наступления, а не сейчас. Правильно говорят – складывается ощущение, что некоторые верующие ожидают не Христа, а антихриста – настолько сильно они увлечены описаниями периода его правления.
Во-вторых, подобные теории – это подлог и просто неправда («как бы нами посланные…»). В каком бы виде они ни пришли, под каким бы «экспертным» и «духовным» соусом ни подавались – теории заговора опасны и лживы, подменяют собой поиск истинного благочестия во Христе и мешают верующим спокойно проходить свое поприще. При этом, что самое интересное, внешне все выглядит весьма духовно! Кто-то в обход Апостольского учения и наставления предлагал верующим фессалоникийской церкви простую мысль – Христос придет скоро и в определенное время! Казалось бы, весьма правильная мысль – нужно ожидать Господа и бодрствовать. Но смутила и поколебала умом именно вот эта небиблейская детальность (вопреки конкретным признакам пришествия), что привело верующих в состояние суеты, они перестали жить обычной христианской жизнью и даже прекратили трудиться. А ведь от верующих требуется, чтобы они жили каждый день как последний; при этом даже в свой последний день жили, как обычно – то есть по вере и в уповании на Него. А что, если бы Господь действительно открыл бы день и час Своего прихода? Многие бы пытались «уверовать» в последний момент, потому что вот-вот «клюнет жареный петух». Богу же угодна несколько другая вера.
Как же бороться с теориями заговоров? Прежде всего, не стоит раздражаться и злиться на их носителей. Не нужно превозноситься над ними или агрессивно пытаться их переубеждать. Наверное, лучшая тактика здесь – это спокойное и твердое упование на Господа, при этом честно признавая – мы не можем знать причину каждого события и высшую цель всех происшествий. Нужно довериться словам книги Второзаконие: «Сокрытое принадлежит Господу Богу нашему, а открытое - нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего» (Втор. 29:29).