анонсы статьи
новости
13.6.2024
В Санкт-Петербурге проходит Всероссийская конференция служителей Российского союза евангельских христиан баптистов

10.6.2024
Прощание с Р.Л. Носач

8.6.2024
Саммит Глав Протестантских Церквей России

6.6.2024
Эффективность и справедливость: христианский взгляд на социально-экономическое развитие

3.6.2024
Баптисты Петербурга организовали семейный праздник

29.5.2024
Конференция в Общественной палате РФ

27.5.2024
Секреты Дома Евангелия. «Фонтанка» заглянула в церковь баптистов, которая 30 лет простояла заброшенной

25.5.2024
Ежегодное богослужение в память жертв политических репрессий

20.5.2024
В Ватикане изменили правила в отношении чудесных явлений

16.5.2024
Женщина, рожденная в результате суррогатного материнства, поддержала призыв Папы Франциска к его запрету
Реинкарнация чего?

Сергей Худиев, Москва

Реинкарнация, переселение душ - очень популярное верование, которое буквально разлито в воздухе современной культуры. Его часто разделяют люди, которые вовсе не являются сознательными приверженцами каких-то восточных религий. Как пел Высоцкий:

«Пускай живешь ты дворником, родишься вновь — прорабом,
А после из прораба до министра дорастешь,
Но если туп, как дерево, — родишься баобабом
И будешь баобабом тыщу лет, пока помрёшь».

При этом, реинкарнация понимается как форма личного бессмертия - именно ты получишь второй, третий и тысячный шанс для духовного роста. Но, если мы хотя бы немного задумаемся, то именно того, что привлекает людей - личного бессмертия - в реинкарнации нет.

В самом деле, что именно реинкарнируется? Вот у меня есть личная идентичность - хотя моя личность меняется со временем, но я помню, как в 10 лет был поражен зрелищем северного сияния, в 20 прочитал такие-то книги, в 23 - женился и крестился в один день и так далее. Я помню, что это был я, я воспринимаю мою жизнь изнутри, от первого лица. У меня есть характер, который сложился в результате моего личного опыта, пережитых мной ситуаций, общения с людьми, принятых мной решений. Мои близкие и друзья, мой народ и родной язык и культура, и, конечно, моя вера - это важная часть того, кто я есть. У меня есть опыт и воспоминания, которые определяют, кто я сейчас и на каком фоне принимаю мои решения.

И вот, допустим, я умер и "реинкарнировался" в ребенка, зачатого в это время, например, где-то в китайской провинции. Этот ребенок не разделяет со мной ни сознания личной идентичности, ни черт характера, которые ему еще предстоит приобрести в ходе его собственной жизни, ни личного опыта. Мои родные, друзья и сослуживцы хотя бы имеют со мной общие воспоминания, а этот ребенок - нет. На каком же основании мы вообще могли бы сказать, что он - это реинкарнированный я? Какой смысл был бы в таком высказывании?

На каком основании мы могли бы вменять ему мои грехи, за которые он будет страдать, или заслуги, за которые он будет вознагражден? В чем вообще смысл награды или наказания за деяния, которые человеку вообще неизвестны - как будут неизвестны моему реинкарнанту мои поступки?

Как этот реинкарнант сможет "продолжить мою духовную эволюцию" (что бы это ни значило) если между нами нет преемства личной идентичности, знания и опыта? Фактически, доктрина реинкарнации означает, что моя уникальная личность с ее памятью, опытом и личным “я” просто навсегда исчезает в момент смерти - а потом на свет появляется какой-то другой человек, который будет страдать из-за моей “кармы”. Никакого “я” которое бы дорастало “из прораба до министра”, просто не существует.

Другую концепцию предлагает Библия: “А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его” (Иов.19:25-27).

Именно Вы - с вашим лицом, именем, памятью и уникальным “я” - любимы Богом. Именно Вас Он призывает к жизни вечной и блаженной. Как говорит Святой Апостол Павел: “Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный” (2Кор.5:1).
О пользе моногамии

Служители и остальные

Библия — снаружи я или внутри?

Внутренняя радость

(Не)справедливость искупления

Бог - не следящая камера

Надо ли бояться смирения?

В поисках новой памяти. О романе Е. Водолазкина «Чагин»

Подлинный смысл Пасхи

Смерть, которая имела смысл

Во оставление грехов

Почему мы должны верить в еврейского Бога?

Зуб за зуб

Смирение и достоинство

О Дальнем Востоке, Евангелии и фазанах

Как я смогу радоваться в раю, если мои близкие окажутся в аду?

Мокрый храм

Является ли концепция прав человека христианской?

Добродетель незлобия

Почему мы не верим Грабовому и верим Апостолам?
  Следующие 20 >>