анонсы статьи
новости
25.7.2024
В Великом Новгороде исследуется фундамент одного из древнейших русских храмов

17.7.2024
"Семья в фокусе"

13.7.2024
Евангельские группы присоединяются к осуждению экспертом ООН проституции как системы насилия и эксплуатации после ужасающего доклада

1.7.2024
Хоули призывает «снять транс-флаг» с федеральных зданий, заставить христианских руководителей поставить «Америку на первое место»

24.6.2024
Раскрыты подробности нападения на православный храм в Дербенте

19.6.2024
Стали известны темы, обсуждавшиеся на встрече папы Франциска с президентом Байденом

13.6.2024
В Санкт-Петербурге проходит Всероссийская конференция служителей Российского союза евангельских христиан баптистов

10.6.2024
Прощание с Р.Л. Носач

8.6.2024
Саммит Глав Протестантских Церквей России

6.6.2024
Эффективность и справедливость: христианский взгляд на социально-экономическое развитие
Христианство и демократия

Антон Лебедев, Саранск

Настоящее время характеризуется возрастанием политической активности и многообразием событий. Доступность информации (в том числе, не всегда достоверной и адекватно переданной) и возможность комментирования побуждает христиан активно реагировать на происходящее. Оценки давно перестали быть прерогативой экспертов, журналистов и политологов, свое мнение теперь может высказать каждый. На первый план выходят темы взаимоотношения Церкви и государства, христиан и существующего общественного строя. При этом часто можно услышать, как верующие критикуют демократию. Делается это по понятным причинам – как и всякая светская система, она имеет множество недостатков и пороков.

Свобода мнения, самовыражения, выбора и собраний без Бога, авторитета Его Слова часто превращаются в крайности. И вот уже вполне допустимые мирные протесты перерастают в беспорядки и бунты, свобода – во вседозволенность, мнение и личный выбор – в пропаганду разного рода извращений. Поставленный в центр человек в отрыве от Бога все дальше уходит от христианских ценностей, нравственность становится относительной, а прогресс и благосостояние – идолом.

Однако нужно помнить, что порочная демократия существует среди еще более худших общественных форм, и худших прежде всего для Церкви. Государственная церковь постепенно духовно отмирает, потому что следует де-факто за волей общества и властей. Примеров этому масса – начиная от пособничества Гитлеру, кончая благословениями однополых браков и священства. Атеистическая диктатура берет курс на уничтожение или вытеснение Церкви, видя в ней конкурента и чуждый элемент. Демократия на этом фоне выглядит если не идеалом, то по крайней мере, чем-то более честным – верующие идут своей дорогой, а мирские люди своей, и каждому предоставляется право занять свою нишу, возвысить свой голос, быть частью системы сдержек и противовесов гражданского общества. Присутствует элемент демократии и в Церкви. «Выберите из среды себя…», «и угодно было это предложение всему собранию» (Деян. 6:3-5) – это лишь один из самых ранних примеров (наряду с Церковными Соборами), когда вопросы решались общим собранием верующих.

Другое дело, что демократия предполагает не только свободу и права, но также ответственность. В частности, демократия – это в том числе и следование процедурам, заранее оговоренным правилам, законам. Демократия – это внимание и даже определенное уважение не только к моим единомышленникам, но и к другим позициям, в том числе кажущимся мне не совсем демократическими. Демократия – это не беспорядок и не власть толпы («охлократия»), но умение выражать свое мнение без навязывания и насилия. Демократия никогда не будет идеальной, перейти к ней непросто, это требует ответственности каждого гражданина и долгой выработки правил общежития. Наконец, демократия в Церкви – это порядок, когда «пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают» (1 Кор. 14:29). То есть речь идет не просто о выражении своего мнения и не об удовлетворении моих прихотей, но об общении верующих во Христа, плененных авторитетом Писания. И здесь уже не мирская демократия, но Божий монархизм, теократия.
Три подтверждения пустой гробницы

Стоит ли откладывать покаяние?

В Евангелии нет статистики

Искупление придумал Павел?

Новый Завет и буддизм, а есть ли сходство?

Утешитель предателей

Зло — не снаружи

О пользе моногамии

Служители и остальные

Библия — снаружи я или внутри?

Внутренняя радость

(Не)справедливость искупления

Бог - не следящая камера

Надо ли бояться смирения?

В поисках новой памяти. О романе Е. Водолазкина «Чагин»

Подлинный смысл Пасхи

Смерть, которая имела смысл

Во оставление грехов

Почему мы должны верить в еврейского Бога?

Зуб за зуб
  Следующие 20 >>