анонсы статьи
новости
25.7.2024
В Великом Новгороде исследуется фундамент одного из древнейших русских храмов

17.7.2024
"Семья в фокусе"

13.7.2024
Евангельские группы присоединяются к осуждению экспертом ООН проституции как системы насилия и эксплуатации после ужасающего доклада

1.7.2024
Хоули призывает «снять транс-флаг» с федеральных зданий, заставить христианских руководителей поставить «Америку на первое место»

24.6.2024
Раскрыты подробности нападения на православный храм в Дербенте

19.6.2024
Стали известны темы, обсуждавшиеся на встрече папы Франциска с президентом Байденом

13.6.2024
В Санкт-Петербурге проходит Всероссийская конференция служителей Российского союза евангельских христиан баптистов

10.6.2024
Прощание с Р.Л. Носач

8.6.2024
Саммит Глав Протестантских Церквей России

6.6.2024
Эффективность и справедливость: христианский взгляд на социально-экономическое развитие
Проверяема ли вера в Бога?

Сергей Худиев, Москва

Беседуя с атеистами, я постоянно слышу о том, что христианство требует веры в принципиально непроверяемые вещи - и это признак инфантилизма, а вот в науке все требуется проверять, а это признак зрелости и интеллектуальной добродетели. В чем ошибка этого тезиса?

Прежде всего, в науке далеко не все возможно проверить. Ученые, например, верят в то, что наша вселенная образовалась примерно 13.7 миллиардов лет назад в результате так называемого “Большого Взрыва”. Можно ли это проверить? Строго говоря, нет - это уникальное, невоспроизводимое событие. Почему же ученые в него верят? На основании ряда косвенных признаков - таких как ”красное смещение” или реликтовое излучение.

“Большой взрыв” наилучшим образом объясняет то, что мы видим. Это так и с рядом других научных теорий - их утверждения невозможно проверить. Но можно счесть их обоснованными выводами из данных, которые мы проверить можем. ”Непроверяемое” и ”необоснованное” - это разные вещи. Какие-то утверждения могут быть ”непроверяемыми” - но при этом вполне основанными. Вера в Бога “непроверяема” в том смысле, что реальность Бога нельзя продемонстрировать в пробирке, над Ним невозможно ставить экспериментов. Но это не делает ее ”необоснованной”.

Наша вселенная выглядит так, как будто она начила расширяться 13.7 миллиардов лет назад - но мы знаем о ней и еще некоторые вещи. В частности, как пишет выдающийся ученый (и атеист) Стивен Хокинг: «Законы науки в том виде, в котором мы их знаем сейчас, содержат много фундаментальных величин, таких, как электрический заряд электрона и отношение массы протона к массе электрона... Удивительно, что значения таких величин были, по-видимому, очень точно подобраны, чтобы обеспечить возможность развития жизни... Величины, о которых мы говорим, имеют сравнительно немного областей значений, при которых возможно развитие какой бы то ни было разумной жизни. Большая же часть значений отвечает вселенным, в которых, как бы они ни были прекрасны, нет никого, кто мог бы ими восхищаться» (Стивен Хокинг «Краткая история времени», 1988).

Это немедленно вызывает вопрос - кем они были “очень точно подобраны?” Кем-то, кто предвидел наше появление в этой вселенной и желал его - то есть некой Личностью, обладающей разумом и волей.

Именно Тем, кого мы и называем Создателем - и вера в него хотя и не проверяема в пробирке, но обоснована никак не хуже (а, пожалуй, и лучше) чем вера в “Большой Взрыв”.
Три подтверждения пустой гробницы

Стоит ли откладывать покаяние?

В Евангелии нет статистики

Искупление придумал Павел?

Новый Завет и буддизм, а есть ли сходство?

Утешитель предателей

Зло — не снаружи

О пользе моногамии

Служители и остальные

Библия — снаружи я или внутри?

Внутренняя радость

(Не)справедливость искупления

Бог - не следящая камера

Надо ли бояться смирения?

В поисках новой памяти. О романе Е. Водолазкина «Чагин»

Подлинный смысл Пасхи

Смерть, которая имела смысл

Во оставление грехов

Почему мы должны верить в еврейского Бога?

Зуб за зуб
  Следующие 20 >>