анонсы статьи
новости
25.7.2024
В Великом Новгороде исследуется фундамент одного из древнейших русских храмов

17.7.2024
"Семья в фокусе"

13.7.2024
Евангельские группы присоединяются к осуждению экспертом ООН проституции как системы насилия и эксплуатации после ужасающего доклада

1.7.2024
Хоули призывает «снять транс-флаг» с федеральных зданий, заставить христианских руководителей поставить «Америку на первое место»

24.6.2024
Раскрыты подробности нападения на православный храм в Дербенте

19.6.2024
Стали известны темы, обсуждавшиеся на встрече папы Франциска с президентом Байденом

13.6.2024
В Санкт-Петербурге проходит Всероссийская конференция служителей Российского союза евангельских христиан баптистов

10.6.2024
Прощание с Р.Л. Носач

8.6.2024
Саммит Глав Протестантских Церквей России

6.6.2024
Эффективность и справедливость: христианский взгляд на социально-экономическое развитие
Потребность в смысле

Серегей Худиев, Москва

Недавно в сети я наблюдал оживленную полемику между двумя группами популяризаторов науки. Одна, представленная больше биологами, писала про то, что религиозные верования можно легко научно объяснить. Сами объяснения носили иногда довольно причудливый характер. Например, утверждалось, что религию разносят определенные паразиты, поселяющиеся в мозгу своих жертв. Но, что принципиально, все эти объяснения были строго естественнонаучными и смело отсекали любые сверхъестественные выдумки.

На эту группу набрел ученый из другой области — социолог, который, рассмотрев ее с точки зрения своей дисциплины, обратил внимание на то, что группа людей, объединенных общим мировоззрением и рвением проповедовать истину погрязшему в невежестве миру, ведет себя как и другие подобные группы, которые называются «новыми религиозными движениями». Как и в других подобных движениях, у научных просветителей и поклонников Ричарда Докинза формируется своя строгая догматика, свое сознание миссии к миру, свое представление о врагах, которые этой миссии мешают.

Просветители, конечно, страшно обиделись — когда они научно объясняли убеждения и поступки других людей, это было хорошо и правильно, но вот когда их собственное поведение стало описываться на языке науки, они возмутились.

Почему? Очевидно потому, что они не хотели видеть себя функцией каких-то научных переменных, и уж тем более — лабораторными животными. Их убеждения и поступки — проявление их собственных решений, их собственного труда, разума и воли. Они пребывают в научной истине и несут ее темным массам, преодолевая сопротивление мракобесов — а какой-то социолог походя замечает «да, интересный случай культа».

Это вызывает бурную эмоциональную реакцию. Интуитивно она понятна, но попробуем словами объяснить, в чем проблема. Она — в обесценивании. Людям намекнули — не сказали прямо, но дали понять: «То, что вы считали благородной приверженностью истине - на самом деле, такой же слепой фанатизм, как и у других».

Почему это обесценивание так глубоко задевает? Потому, что у человека есть глубокая потребность в том, чтобы его жизнь была осмысленна. Посвящена чему-то стоящему, важному, хорошему. Из-за этой потребности люди проповедуют атеистическое благовестие от Докинза, или занимаются политическим активизмом, или еще каким-то делом, которое кажется им стоящим. И когда им намекают, что это — не стоящее, а, возможно, и совсем бессмысленное дело, им это больно. Это такой известный факт о человеческой природе — она не терпит бессмысленности. И это значит, что мы призваны найти подлинный, настоящий смысл нашей жизни, для которого мы созданы Богом, который вложил в нас эту потребность в смысле.
Три подтверждения пустой гробницы

Стоит ли откладывать покаяние?

В Евангелии нет статистики

Искупление придумал Павел?

Новый Завет и буддизм, а есть ли сходство?

Утешитель предателей

Зло — не снаружи

О пользе моногамии

Служители и остальные

Библия — снаружи я или внутри?

Внутренняя радость

(Не)справедливость искупления

Бог - не следящая камера

Надо ли бояться смирения?

В поисках новой памяти. О романе Е. Водолазкина «Чагин»

Подлинный смысл Пасхи

Смерть, которая имела смысл

Во оставление грехов

Почему мы должны верить в еврейского Бога?

Зуб за зуб
  Следующие 20 >>