анонсы статьи
новости
25.7.2024
В Великом Новгороде исследуется фундамент одного из древнейших русских храмов

17.7.2024
"Семья в фокусе"

13.7.2024
Евангельские группы присоединяются к осуждению экспертом ООН проституции как системы насилия и эксплуатации после ужасающего доклада

1.7.2024
Хоули призывает «снять транс-флаг» с федеральных зданий, заставить христианских руководителей поставить «Америку на первое место»

24.6.2024
Раскрыты подробности нападения на православный храм в Дербенте

19.6.2024
Стали известны темы, обсуждавшиеся на встрече папы Франциска с президентом Байденом

13.6.2024
В Санкт-Петербурге проходит Всероссийская конференция служителей Российского союза евангельских христиан баптистов

10.6.2024
Прощание с Р.Л. Носач

8.6.2024
Саммит Глав Протестантских Церквей России

6.6.2024
Эффективность и справедливость: христианский взгляд на социально-экономическое развитие
Когда я стану великаном

Игорь Попов, Москва

Начинается осень и у каждого с датой 1 сентября свои ассоциации. Кто-то с ностальгией вспоминает школьные годы, все радости и беды которых кажутся сейчас игрушечными и смешными. У кого-то, наоборот, нерадостные воспоминания о школе и начале учебного года. Было много всего: и хорошего и не очень, но это было детство. Потом все было иначе.

И мне стало интересно вспомнить фильмы, которые рассказывают о взрослении и школе, о всех переживаниях, радостных и трагических. Ведь именно через искусство мы часто проживаем и переживаем травмировавший нас опыт, отпуская все плохое и стараясь в этом увидеть то, что стало для нас важным. И интересно как менялось отношение к проблемам взросления и школы в кино.

Какие вы фильмы про школу вспоминаете сразу без поиска в Google или Яндекс? Я могу назвать сразу несколько фильмов, которые не просто смотрел сам, но и посмотрел со своей дочкой.

Первым в этом списке будет фильм режиссера Инны Туманян «Когда я стану великаном» 1978 года. Фильм этот до сих пор смотрится невероятно увлекательно и ярко. И я лично считаю, что это до сих пор одна из самых лучших ролей Михаила Ефремова, которому тогда было 13 лет.

В этом фильме есть все, что может понравится юному, да и не очень юному романтику. Несколько историй из жизни Петра Копейкина, восьмиклассника и поэта, покорили тогда всю страну. Скажу честно, именно с ним я ассоциировал себя, поэтому смотрел фильм бесчисленное количество раз. Мне не хватало смелости, борзости и бесшабашности главного героя, но в душе-то я был именно им.

Восьмиклассник Петя Копейкин (Михаил Ефремов), несмотря на невысокий рост и невзрачную внешность постоянно находится в центре внимания. Он благороден, остроумен, прекрасно разбирается в литературе, сам пишет замечательные стихи (а стихи-то и правда великолепные, особенно хороши литературные пародии), но проделки сделали его настоящим наказанием для учителей. Впрочем, понятно почему он хочет казаться именно таким для всех окружающих, а особенно… Да, да, не обошлось и без первой любви. Копейкин уже давно тайно влюблен в свою одноклассницу Машу Горошкину (Наталья Сеземан), а она увлечена новым учеником из 9 «А», высоким баскетболистом, не блещущим интеллектом Колей Кристалловым (Алексей Дмитриев). О своих чувствах Маша рассказывает Пете и просит его передать Коле записку. Петя не только не становится на пути более счастливого соперника, но даже помогает ему завоевать сердце, даря ему свои стихи для возлюбленной.

Ну как? Ничего вам это не напоминает? Ну конечно же это история Сирано де Бержерака в советской школе. Режиссер и не скрывает этих параллелей. Это очень эмоциональный, немного грустный и красивый фильм о взрослении, чести, благородстве и любви, который с годами не стареет, не смотря на то, что реалии школьной жизни изменились неузнаваемо. Но так ли уж все изменилось на самом деле?

Есть фильмы, фразы из которых уходят в народ и прочно оседают как народное творчество. Помните формулу «Счастье – это когда вас понимают»? Откуда это? Ну конечно это фильм режиссера Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника», подарившего отечественному кино восходящих звезд. Фильм вышел на советские экраны 11 августа 1968 года и вызвал бурные дискуссии. Интересно в этом фильме не только постановка проблемы. Тогда как раз только набирало популярность кино на острые социальные темы. Но и история его создания.

Станислав Ростоцкий и директор киностудии им. Горького Григорий Бритиков загорелись снять фильм по дипломной работе студента ВГИКа Георгия Полонского. Режиссер фильма вспоминал: «Мы послали в Госкино сценарий, но ответа все не было. Тогда Бритиков на свой страх и риск принял решение начать съемки. Мы понимали, что каждую минуту фильм могут закрыть, поэтому сняли картину всего за три с половиной месяца».

На роль учителя Мельникова был приглашен Вячеслав Тихонов. Ростоцкий позвонил ему с предложением попробовать свои силы в новом фильме. Тихонову предлагаемая роль показалась мелкой, безликой, но режиссер настаивал: «Прочти еще раз». Вячеслав Тихонов прочитал еще раз и повторил: «Это не моя роль». Тогда Станислав Ростоцкий применил хитрый прием: «Если ты мне друг — ты должен играть». Против кандидатуры Тихонова возражал сценарист Георгий Полонский. Ему казалось, что артист слишком красив и молод для героя, которого он должен сыграть. Полонский предлагал Бабочкина, Гердта, но Ростоцкий остался непреклонен, сказав, что Тихонову будет наложен возрастной грим. Также перед съемкой он попросил Полонского подойти к Тихонову и поддержать его.

Съемки фильма проходили в московской средней школе № 234 (теперь № 1380), сейчас около школы находится построенная позже станция метро Медведково (ул. Тихомирова, 10). По сценарию, Костя Батищев, которого сыграл Игорь Старыгин, был модником, но актеру никак не могли найти дефицитные джинсы подходящего размера. По счастью, на складе студии нашелся отрез японской джинсовой материи, из которого костюмеры сшили брюки, украсив их подходящими заклепками и ярлыком. Но этого Ростоцкому показалось недостаточно, и для завершения образа «фирмача» режиссер отдал Старыгину свою роскошную американскую куртку, после чего удовлетворенно отметил: «Вот теперь ты пижон!»

Юрий Чернов, исполнитель роли Сыромятникова, рассказывал: «Я был студентом циркового училища и снимался на студии Горького в эпизодической роли в фильме «Пароль не нужен». Играл красногвардейца, участвовавшего в самодеятельности. И вот прогуливался я при полном параде по коридорам: светлые волосы, черные приклеенные усы, борода: костюм красногвардейца. Там меня и встретила ассистент Ростоцкого и пригласила на пробы. Когда я вошел в комнату, в которой сидели ребята, кто-то из них сразу сказал: «О, Сыромятников!». На меня надели школьную форму, но костюмерша сказала, что она слишком новая и ее надо «обжить», поистрепать. Вот мы и пошли её трепать на футбольное поле. Мяча не было, поэтому играли моим портфелем, и тетки, которые сидели на лавочках, на меня все кричали: «Ты что, двоечник, портфель портишь? Мать покупает, а ты портишь!», а я бегаю в школьной форме и отвечаю им: «Мне, мамаши, это надо для работы».

Ольга Остроумова на съемках очень волновалась, что приводило к неожиданным последствиям. Когда снимали сцену с пощечиной, Остроумова так влепила Валерию Зубареву (Генке Шестопалову) по лицу, что след ее ладони полчаса горел у на щеке актера. Интересно, что при пересъемке этого эпизода Зубарев стал так жмуриться в ожидании удара, что сцена получалась очень искусственной. В итоге решили оставить первый вариант.

Чиновники из Госкино посчитали историю о школьном учителе слишком острой и подготовили письмо министру культуры с требованием запретить съемки. Спасло картину то, что авторы успели снять ее в рекордно короткие сроки. Первый — закрытый — показ картины состоялся в Доме кино во время проходившего тогда в Москве Всесоюзного съезда учителей. Сначала зал холодно принимал фильм, но в финале все аплодировали стоя. Обычно сдержанные педагоги скандировали: «Мо-лод-цы!».

В чем же секрет это фильма? Не постарел ли он со временем и не утратил ли актуальности? А секрет в искренности. Мне кажется, этот фильм до сих пор смотрится интересно, потому что, не смотря на социальные сети и ютуб, юные бунтари до сих ищут в этом мире справедливости, понимания и счастья. И задаются они теми же вопросами, что и герои фильма. И дай Бог теперешним школьникам на своем пути встретить таких же учителей истории, какого сыграл великолепный Вячеслав Тихонов.

Я помню какие баталии разыгрались, когда повесть о проблемах жестокости в школьном коллективе писателя Владимира Железнякова в 1981 году появилась на страницах журнала «Пионер». Писателя обвиняли в клевете на советскую школу и советских школьников, педагоги писали протестные письма в редакцию. Но в этом же году повесть выходит отдельной книгой, а в 1983 году режиссер и актер Ролан Быков снимает свой знаменитый фильм «Чучело».

Историей для повести послужил случай с внучкой Железнякова, которая взяла на себя чужую вину, после чего весь класс объявил ей бойкот. Как и повесть, фильм вызвал бурную реакцию в СМИ, ведь впервые на советских экранах школьники были представлены антигероями и впервые так остро ставилась проблема детской жестокости. В 1986 году фильм был удостоен Государственной премии СССР, а также главного приза на Международном кинофестивале в Лаоне.

Главная героиня, Лена Бессольцева, переехала жить к дедушке и пошла учиться в новую школу. Открытость, гордость и наивная доверчивость девочки кажутся странными ее одноклассникам, и они дают ей прозвище Чучело. Только Дима Сомов поддерживает Лену. Однажды ребята всем классом прогуливают урок, и об этом узнает учительница. Лена, зная, что предатель Дима, берет вину на себя, и одноклассники объявляют ей бойкот.

На роль главной героини - Лены Бессольцевой Ролан Быков отсмотрел около 17 тысяч девочек со всего Союза: по 200–300 в день. Кристину Орбакайте он сначала отверг. Увидев ее фотопробу, Быков заявил: «Да ей с такой губой только ротой солдат командовать!». Режиссер искал наивную девочку, с широко распахнутыми глазами, ангельским личиком, обрамленным белокурыми локонами, а потом пришел к выводу, что современная героиня должна быть другой, более волевой: чистоту надо защищать. И вернулся к Кристине. Кинопроба длилась всего 4 минуты, после чего Быков сделал окончательный вердикт. И не прогадал, Орбакайте сыграла свою героиню великолепно.

Марина Мартанова пробовалась на роль Мироновой «Железной Кнопки», но не прошла пробы. Однако Быков, видя ее сильное желание сняться в кино, переписал сценарий. Вместо Толика «Рыжего» в нем появилась девочка Марина, которая фактически стала его альтернативой. Почти вся сюжетная линия Рыжего и его реплики перешли к этому новому персонажу. Нашлась роль и для пасынка Быкова – юного Павла Санаева, благодаря которому, кстати, Быков и прочитал повесть.

Фильм вызвал настоящий взрыв среди советской киноаудитории, которая разделилась на две стороны: одни требовали фильм уничтожить, так как он «позорил честь советских детей», другие, наоборот, восхваляли Быкова за такую «дерзость» и утверждали, что именно до этого и докатились пионерские организации за 60 лет существования. Фильм до сих пор попадает по болевым точкам школьного коллектива, уж нам-то с вами это известно лучше всего.

А вы знаете, что и у повести, и у фильма есть продолжение? Владимир Железняков написал второе произведение «Чучело 2, или игра мотыльков». В 2004 году на российские экраны вышел фильм режиссера Андрея Прошкина «Игры мотыльков». По сути это та же тема подростковой жестокости, но в более современных нам реалиях. Конечно, ты невольно сравниваешь главную героиню «Игр мотыльков» Зойки в исполнении юной Оксаны Акиньшиной с Леной Бессольцевой из «Чучела». Это история о том, как из школы попадают в тюрьму вместо того, чтобы оказаться в светлом будущем. Увы, сегодня игры молодых ребят заканчиваются намного трагичнее.

Многие помнят дебют Дмитрия Харатьяна в фильме Владимира Меньшова «Розыгрыш», который был снят в 1978 году. Опять советская школа, опять столкновение принципиальной ученицы и класса. Хотя, на мой взгляд, это фильм не о подростковой жестокости, а о противостоянии систем ценностей.

Действие разворачивается в обычной советской школе. Началось все с шутки лидера класса Олега Комаровского — он подговорил одноклассников отложить контрольную работу, а для этого наврать учительнице математики, что она якобы не предупреждала о контрольной. В итоге обман раскрылся, и Комаровский схлопотал единицу. Выдала правду скромная ученица Тая Петрова, которую в классе дразнили «юродивой» из-за ее болезненности. Она предупредила всех заранее, что, если ее прямо спросят, было ли сказано о контрольной, она честно скажет. Что и произошло.

В это же время в классе появляется новый ученик, Игорь Грушко (его и играет юный Дмитрий Харатьян). У него проблемы с семьей, и живет он с теткой. Но у мальчика есть талант — он играет на гитаре, пишет песни и мечтает набрать группу музыкантов. Что он и делает, несмотря на препятствия. Комаровский борется за лидерство, не считаясь ни с чем. И вот тут проявляются два героя-антагониста и две системы ценностей. Для Игоря это — правда, честность, возможность заниматься творчеством, нести в этот мир счастье. Он, конечно, не формулировал это так, но занимался именно этим. Стоит только послушать его песни. Для Олега же главное — достижение цели. Вопреки всему и любой ценой.

Никто не хотел браться за съемки заведомо провального фильма, но выпускник аспирантуры ВГИКа Владимир Меньшов, на счету которого была лишь снятая еще в годы учебы короткометражка, решил рискнуть. Риск, кроме того, заключался и в том, что в своей первой полнометражной ленте Меньшов наряду с такими звездами советского кино, как Наталья Фатеева, Евгения Ханаева, Зиновий Гердт и Олег Табаков, снял совсем юных начинающих актеров – Дмитрия Харатьяна, для которого «Розыгрыш» стал дебютом на экране, Наталью Вавилову и Евдокию Германову, сыгравших свои первые заметные роли. Самым опытным из молодых артистов оказался снявшийся в роли антигероя Олега Комаровского, Андрей Гусев, успевший сняться к тому времени в пяти фильмах. Второстепенные роли – одноклассников главных персонажей «Розыгрыша» сыграли старшеклассники московских школ.

Результат превзошел все ожидания: вместо нудного нравоучительного школьного фильма, представляющего собой очередную вариацию на тему «что такое хорошо, и что такое плохо», у Меньшова получилась яркая, динамичная и при этом неглупая картина, которая понравилась молодой аудитории.

У этого фильма есть не столько продолжение, сколько ремейк, которые сегодня так популярны. Его снял в 2008 году режиссер Андрей Кудиненко. В новой версии рэпер Noize MC воплотил на экране типичного, по мнению создателей фильма, представителя золотой молодежи. Он жалеет, что живет в России, а не в Штатах. Фильм показывает, как изменился характер отношений школьников друг с другом и с учителями со времен советской эпохи. Дмитрий Харатьян, к слову, тоже появляется в новом «Розыгрыше», правда, уже в роли отца одного из учеников.

Этот список можно продолжить. Можно включить сюда и фильмы современных режиссеров. Но боюсь они не вызовут такой же симпатии и желания пересматривать их со своими отроками. Хотя, кто знает. Есть же прекрасная серия фильмов «Частное пионерское», снятые режиссером Александром Карпиловским. Первый фильм из этой серии вообще собрал рекордное количество наград и призов. Но многие ли его посмотрели?

В любом случае кино – это лучший способ провести свое время с ребенком и поговорить с ним, без проповеднической кафедры и нудных нотаций, о том, как вы сами проходили через те же проблемы и боли. Для этого можно выбрать любой фильм, подходящий для семейного просмотра, а дальше дело за нашим желанием понять собственного ребенка и быть с ним честным. Чего вам искренне желаю.
Три подтверждения пустой гробницы

Стоит ли откладывать покаяние?

В Евангелии нет статистики

Искупление придумал Павел?

Новый Завет и буддизм, а есть ли сходство?

Утешитель предателей

Зло — не снаружи

О пользе моногамии

Служители и остальные

Библия — снаружи я или внутри?

Внутренняя радость

(Не)справедливость искупления

Бог - не следящая камера

Надо ли бояться смирения?

В поисках новой памяти. О романе Е. Водолазкина «Чагин»

Подлинный смысл Пасхи

Смерть, которая имела смысл

Во оставление грехов

Почему мы должны верить в еврейского Бога?

Зуб за зуб
  Следующие 20 >>