анонсы статьи
новости
10.4.2025
Медиаконференция в Москве

31.3.2025
В Москве с 3 по 5 апреля пройдёт христианская Медиаконференция

21.3.2025
В Издательском совете прошла конференция «Христианская этика и социальная справедливость»

27.2.2025
50 христиан подверглись нападению во время воскресной церковной службы в Индии

12.2.2025
Помощь голодающим

24.1.2025
Молитва о единстве христиан

1.1.2025
В Пакистане арестовали по стандартному обвинению в богохульстве христианку, мать двоих детей

16.12.2024
Папа Римский призвал к рождественскому перемирию в мире

8.12.2024
Форум по профилактике экстремизма

27.11.2024
Конференция для сестер «Надеющаяся на Господа» состоялась в Раменском
Пятидесятница

Андрей Горин, Санкт-Петербург

Август Неандер, которого иногда называют отцом протестантской церковной истории (если вообще имеет смысл говорить о конфессиональном измерении науки), начинает рассуждение о Пятидесятнице, называя ее отправной точкой в истории церкви, в той духовной жизни, которую Христос дал человечеству и которая с тех пор расширяется и действует в нас и будет действовать до тех пор, пока все человечество не изменится по образу Христа [Неандер. История роста и развития христианской церкви при апостолах. I.3.4]. С этой мысли начнем рассуждение и мы.

О чем, собственно, мы говорим, вспоминая о Пятидесятнице, отмечая ее как большой христианский праздник? Пятидесятница, все произошедшие тогда события, оказываются следствием событий пасхальных. Христос воскрес, вознесся на небеса, откуда излил на апостолов Духа Святого. Тот же самый Дух Божий исполняет всякого уверовавшего во Христа, члена церкви Христовой. Таков, вкратце, основной смысл. Посмотрим на Пятидесятницу несколько подробнее.

Христос возносится на небеса, а через десять дней происходит сошествие Святого Духа, что и знаменует собой возникновение Церкви. Сошествие Духа не произошло бы, не предшествуй ему воскресение и вознесение Христа. Это было первое деяние вознесенного Искупителя, Христос воссел на небесах как наш Посредник, и события Пятидесятницы кладут начало его незримому присутствию и непрерывной чреде явлений, знаменующих исполнение его же обетования быть с нами до скончания века (Мф. 28:20).

Вознесение Христа завершает пасхальные знамения и означает переход к духовному присутствию Христа в его Церкви. С одной стороны, Церковь Божия там, где верующие собраны во имя Христа (Мф. 18:20). Причем это означает и конкретное собрание, какое-либо служение, так и собственно присутствие верующих, живущих или находящихся в определенной местности. Другое измерение Церкви состоит в том, что она есть тело Христово, и в таком качестве есть особая полнота божественного присутствия в истории (Эф. 1:23). Полнота Божьего присутствия в Церкви знаменуется величайшими чудесами возрождения уверовавших во Христа, непрестанно продолжающихся до сего дня. Уже одно это чудо, начало новой жизни конкретных людей, обращающихся от порабощенности вещественным началам мира и обретающим новые ориентиры, ценности, смыслы своего существования, трудно переоценить. Но более того, новая жизнь во Христе недаром называется жизнью вечной. Вечная жизнь начинается в рамках конкретных обстоятельств, но знаменует собой жизнь в Божьем царстве, в восстановленных отношениях с Богом, которые были разрушены грехом, но обрести которые возможно каждому.

Это расширяет горизонт нашего взгляда на Церковь и день Пятидесятницы и ее вселенское, космическое значение. Оно ярко выражено в православной иконографии Пятидесятницы, ярко иллюстрирующей два полюса этого события, соотносящиеся с упомянутыми двумя измерениями Церкви. Первый полюс: сошествие Святого Духа на апостолов, знаменующееся известными огненными языками и связанным с этим провозвестием на языках выходцев из разных мест, пришедших в Иерусалим на еврейский праздник. Второй полюс: проповедь Петра, соединяющая ветхозаветные повествования и пророчества с сегодняшним днем, с актуальной действительностью, с тем, что происходит на глазах всех собравшихся.

Собравшиеся в тот день в Иерусалиме отмечали праздник Шавуот, соединяющий в себе воспоминание о даровании Торы Моисею на Синае, и праздник первых приношений, проще говоря, жатвы. События дня Пятидесятницы стали, тем самым, особой жатвой. Жатвой освобождения от греха и посвящения человечества Богу, жатвой Нового Завета. Рождение Церкви знаменует собой видимое присутствие Царства Бога на земле, проявляющегося в верующих. Теперь люди из всех народов становятся Божьей нивой и соответствующей жатвой. Теперь нет нужды встраиваться в некое чужое повествование, чтобы угодить Богу, как это надо было делать по ветхозаветному закону. Теперь каждый слышит веяние Духа Божия в конкретных обстоятельствах своей жизни. Эти обстоятельства, иной раз, кажутся столь далекими и чуждыми недосягаемому потустороннему божественному присутствию. Но во Христе, в излиянии Духа Божия, происходит разбор завалов, деконструкция сакрального, и Бога можно встретить там, где человек никогда и не чаял обрести его, в своей повседневности. А дальше, это становится новым началом чудесного домостроительства, когда во Христе можно построить чудный храм Богу в собственном сердце. И возведению и украшению этого храма не будет конца.

Так что события Пятидесятницы знаменуют собой отношения человека с Богом. Да, конкретные обстоятельства и традиции празднования могут быть очень разными. Но это имеет смысл в том, о чем кратко сказано выше. Если наша Пятидесятница состоялась, то и проживание этого праздника может утвердить человека в вере, укрепить единство Церкви, способствовать продолжению проповеди Евангелия, в духе проповеди Петра, применяющей слово Писания в конкретных обстоятельствах, когда оно становится действительным Словом Божьим, обращенным к конкретному человеку, звучащим в конкретных обстоятельствах, огненным языком Духа Божьего показывающим цену нашей жизни, открывающим доступ к подлинным смыслам, к новой жизни с Богом во Христе.
Почему не надо быть слишком «позитивным»?

Иисус Библии и «Иисус» New Age

Самая важная новость этих дней

Не всем «позитивным» голосам стоит верить

Истина имеет значение

Нет, Илия не реинкарнировался

В поисках себя. О романе «Дыхание озера» Мэрилин Робинсон

Коварство скрытого выбора

Неважно, какой ты веры?

«Откровение Иисуса Христа»

Роберт Сапольский и (не)свобода воли

Самостоятельный поиск истины

Чехов, Белград и мистика. О романе Нади Алексеевой «Белград»

Страх и трепет

Ложный страх Божий

Чудеса и сверхсветовые перелеты

Секрет гениальности Баха

Мы можем выбрать веру и надежду

Мы не приняли духа рабства...

Рождественская лестница. Возможность для чуда
  Следующие 20 >>