анонсы статьи
новости
25.7.2024
В Великом Новгороде исследуется фундамент одного из древнейших русских храмов

17.7.2024
"Семья в фокусе"

13.7.2024
Евангельские группы присоединяются к осуждению экспертом ООН проституции как системы насилия и эксплуатации после ужасающего доклада

1.7.2024
Хоули призывает «снять транс-флаг» с федеральных зданий, заставить христианских руководителей поставить «Америку на первое место»

24.6.2024
Раскрыты подробности нападения на православный храм в Дербенте

19.6.2024
Стали известны темы, обсуждавшиеся на встрече папы Франциска с президентом Байденом

13.6.2024
В Санкт-Петербурге проходит Всероссийская конференция служителей Российского союза евангельских христиан баптистов

10.6.2024
Прощание с Р.Л. Носач

8.6.2024
Саммит Глав Протестантских Церквей России

6.6.2024
Эффективность и справедливость: христианский взгляд на социально-экономическое развитие
Чужие добродетели

Сергей Худиев, Москва

Время от времени я читаю, что люди, проявляющие гуманизм, сострадание, милосердие и обостренное чувство справедливости ближе к Богу, чем ортодоксальные верующие. Это звучит очень мило. Добродетельный иноверец или неверующий куда как приятнее ортодоксального лицемера. Но тут есть одна вечная проблема. Конечно, правоверующий может впадать в лицемерие, в самообман, в гордыню. Он может упорно не замечать свой грех. Вся традиция (начиная даже не с Евангелий, а с Ветхозаветных Пророков) постоянно об этом говорит. Но это не свойство человека правоверующего — это свойство человека вообще. Как показывает опыт, секулярные фарисеи ничуть не менее лицемерны, а секулярные фанатики ничуть не менее фанатичны, чем их религиозные товарищи по несчастью. Другое дело, что внутри религиозной традиции человеку напоминают утром, в обед и вечером, что если ты полагаешь себя добродетельным человеком, исполненным гуманизма, сострадания, милосердия и обостренного чувства справедливости — то ты, несчастный, пребываешь в глубоком и опасном обольщении. Люди, конечно, и в этом случае могут пропускать все это мимо ушей, но в секулярном варианте и этого нет.

Люди, полные ненависти и высокомерия могут считать себя исполненными милосердия и великодушной терпимости. Это запросто. Это может быть и с верующими, не вылезающими из церкви, и с неверующими — да с кем угодно. Такова трагическая склонность человека к самообману. Но в Церкви есть постоянное напоминание о том, ты склонен к греху и самообману, и то, что ты сейчас с таким удовольствием переживаешь как обостренное чувство справедливости — на самом деле обычная гордыня и враждебность. Это, на самом деле, очень просто — если чувство требует от тебя тщательно платить долги, то да, это чувство справедливости. Если это чувство исполняет тебя негодования на негодных людей, которые не платят долги - то это просто самоправедная враждебность.

Увы, добродетель и вера в свою добродетель — это не просто разные, это противоположные друг другу вещи. Люди приписывают высокие имена добродетелей своим порокам. Люди склонны называть распущенность - любовью, зависть — справедливостью, ненависть — благородным негодованием на злодеев. И не только какие то другие люди, но и мы сами. При ближайшем рассмотрении наши добродетели могут оказаться пороками.

И вот чтобы избегнуть такой беды (или хотя бы, осознав ее, начать из нее выбираться) нужно принять то, чему учит вера. Мы все грешники, лукавые и испорченные. Мы нуждаемся в Иисусе Христе, который искупил наши грехи, и в Святом Духе, который будет терпеливо менять нас изнутри. И тогда — по его благодати — мы станем на путь, ведущий к подлинной добродетели.
Три подтверждения пустой гробницы

Стоит ли откладывать покаяние?

В Евангелии нет статистики

Искупление придумал Павел?

Новый Завет и буддизм, а есть ли сходство?

Утешитель предателей

Зло — не снаружи

О пользе моногамии

Служители и остальные

Библия — снаружи я или внутри?

Внутренняя радость

(Не)справедливость искупления

Бог - не следящая камера

Надо ли бояться смирения?

В поисках новой памяти. О романе Е. Водолазкина «Чагин»

Подлинный смысл Пасхи

Смерть, которая имела смысл

Во оставление грехов

Почему мы должны верить в еврейского Бога?

Зуб за зуб
  Следующие 20 >>