анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
Чужие добродетели

Сергей Худиев, Москва

Время от времени я читаю, что люди, проявляющие гуманизм, сострадание, милосердие и обостренное чувство справедливости ближе к Богу, чем ортодоксальные верующие. Это звучит очень мило. Добродетельный иноверец или неверующий куда как приятнее ортодоксального лицемера. Но тут есть одна вечная проблема. Конечно, правоверующий может впадать в лицемерие, в самообман, в гордыню. Он может упорно не замечать свой грех. Вся традиция (начиная даже не с Евангелий, а с Ветхозаветных Пророков) постоянно об этом говорит. Но это не свойство человека правоверующего — это свойство человека вообще. Как показывает опыт, секулярные фарисеи ничуть не менее лицемерны, а секулярные фанатики ничуть не менее фанатичны, чем их религиозные товарищи по несчастью. Другое дело, что внутри религиозной традиции человеку напоминают утром, в обед и вечером, что если ты полагаешь себя добродетельным человеком, исполненным гуманизма, сострадания, милосердия и обостренного чувства справедливости — то ты, несчастный, пребываешь в глубоком и опасном обольщении. Люди, конечно, и в этом случае могут пропускать все это мимо ушей, но в секулярном варианте и этого нет.

Люди, полные ненависти и высокомерия могут считать себя исполненными милосердия и великодушной терпимости. Это запросто. Это может быть и с верующими, не вылезающими из церкви, и с неверующими — да с кем угодно. Такова трагическая склонность человека к самообману. Но в Церкви есть постоянное напоминание о том, ты склонен к греху и самообману, и то, что ты сейчас с таким удовольствием переживаешь как обостренное чувство справедливости — на самом деле обычная гордыня и враждебность. Это, на самом деле, очень просто — если чувство требует от тебя тщательно платить долги, то да, это чувство справедливости. Если это чувство исполняет тебя негодования на негодных людей, которые не платят долги - то это просто самоправедная враждебность.

Увы, добродетель и вера в свою добродетель — это не просто разные, это противоположные друг другу вещи. Люди приписывают высокие имена добродетелей своим порокам. Люди склонны называть распущенность - любовью, зависть — справедливостью, ненависть — благородным негодованием на злодеев. И не только какие то другие люди, но и мы сами. При ближайшем рассмотрении наши добродетели могут оказаться пороками.

И вот чтобы избегнуть такой беды (или хотя бы, осознав ее, начать из нее выбираться) нужно принять то, чему учит вера. Мы все грешники, лукавые и испорченные. Мы нуждаемся в Иисусе Христе, который искупил наши грехи, и в Святом Духе, который будет терпеливо менять нас изнутри. И тогда — по его благодати — мы станем на путь, ведущий к подлинной добродетели.
Исказил ли Апостол Павел учение Иисуса?

О непонятности Христианства

«Глубокие фейки»: старые ловушки на новый лад

Может ли машина мыслить?

Сила притяжения

Искусственный интеллект не может быть вам другом

Свобода, святость и неверность в Церкви

Кровь Ходатая

Христианство — не есть традиционная религия

Я не просил меня творить!

Прежде, нежели был Авраам

Что меняет вера в Божество Иисуса?

Гордыня и самооценка

Почему люди выбирают зло?

Что, если Церковь требует чего-то противного совести?

Ответственность и послушание

Что значит быть падшими?

Какими глазами мы видим Церковь?

Святочные гадания

Рождество и смысл истории
  Следующие 20 >>