анонсы статьи
новости
19.6.2024
Стали известны темы, обсуждавшиеся на встрече папы Франциска с президентом Байденом

13.6.2024
В Санкт-Петербурге проходит Всероссийская конференция служителей Российского союза евангельских христиан баптистов

10.6.2024
Прощание с Р.Л. Носач

8.6.2024
Саммит Глав Протестантских Церквей России

6.6.2024
Эффективность и справедливость: христианский взгляд на социально-экономическое развитие

3.6.2024
Баптисты Петербурга организовали семейный праздник

29.5.2024
Конференция в Общественной палате РФ

27.5.2024
Секреты Дома Евангелия. «Фонтанка» заглянула в церковь баптистов, которая 30 лет простояла заброшенной

25.5.2024
Ежегодное богослужение в память жертв политических репрессий

20.5.2024
В Ватикане изменили правила в отношении чудесных явлений
Догматизм и закрытость

Сергей Худиев, Москва

Один из обычных упреков, которые христианин слышит от атеистов, это "догматическая приверженность лжи, отсутствие сомнений как двигателя прогресса". О чем здесь идет речь? Очевидно о том, что человек не только верит в неправду - он запретил себе в этой неправде сомневаться. Он забаррикадировался от всего, что способно поколебать дорогие ему убеждения. Он поставил психологический комфорт выше истины - хотя отказывается признаться в этом даже себе. Он энергично настаивает на том, что то, во что ему комфортно и привычно верить - это и есть истина.

Так бывает, причем очень часто. Политические пристрастия - классический пример. Психологи уже очень давно обратили внимание на такой феномен, как "склонность к подтверждению своей точки зрения". Из всего потока информации человек отбирает (и усиливает) ту, которая помогает ему верить, что он был прав с самого начала, а вот любые сообщения, которые способны подорвать его взгляды, отвергает как ложные или просто пропускает мимо ушей.

Всегда хочется верить, что такую слабость демонстрируют наши оппоненты, в то время как наши-то убеждения основаны на честном, непредвзятом подходе к реальности. Но увы, это не так - мы такие же люди. Мы хотим слушать то, что помогает нам чувствовать себя правыми, разумными, компетентными, и нам не нравятся обидные намеки, что мы, возможно, в чем-то ошиблись.

Нужно немалое мужество - и немало упорство - чтобы, хотя бы, внимательно и без раздражения выслушивать оппонента и стремиться понять его аргументацию. Это настоящий подвиг и мало кто на него способен. Как правило, в сетевых дискуссиях люди уверены, что оппоненты глупы, злы, зомбированы, испорчены и заведомо не могут сказать ничего разумного. Люди очень мало беседуют - увы, они гораздо чаще просто выстреливают в пространство свою, безоговорочно верную точку зрения.

Бывает ли так с верующими людьми? Ну конечно, бывает. Но позвольте мне, как говорит поговорка, заметить слона в комнате - это бывает с любыми людьми вообще.

Атеизм никоим образом не устраняет эту общечеловеческую склонность. Хуже того, есть известный психологический механизм - люди, полностью отрицающие за собой какую-то склонность, будут сильнее в нее впадать. Именно потому, что уверены, что им-то это не угрожает и им незачем следить за собой в этом отношении.

Лучший способ впасть в догматизм и закрытость - это твердо верить, что догматизм и закрытость - это про кого-то другого.
О пользе моногамии

Служители и остальные

Библия — снаружи я или внутри?

Внутренняя радость

(Не)справедливость искупления

Бог - не следящая камера

Надо ли бояться смирения?

В поисках новой памяти. О романе Е. Водолазкина «Чагин»

Подлинный смысл Пасхи

Смерть, которая имела смысл

Во оставление грехов

Почему мы должны верить в еврейского Бога?

Зуб за зуб

Смирение и достоинство

О Дальнем Востоке, Евангелии и фазанах

Как я смогу радоваться в раю, если мои близкие окажутся в аду?

Мокрый храм

Является ли концепция прав человека христианской?

Добродетель незлобия

Почему мы не верим Грабовому и верим Апостолам?
  Следующие 20 >>