анонсы статьи
новости
15.4.2024
В Исаакиевском соборе представили резную икону Божией Матери для незрячих

12.4.2024
Научная конференция в Санкт-Петербургском христианском университете

10.4.2024
СПбГУ запустил бакалавриат по «христианской теологии» с бюджетными местами

9.4.2024
Ситуация в Республике Гаити, охваченной бунтами, быстро ухудшается, начинаются погромы церквей

4.4.2024
Церковь в индийском штате Керала требует от властей защиты от слонов и тигров

2.4.2024
Началась регистрация на Всероссийскую конференцию служителей РС ЕХБ в июне 2024-го года

28.3.2024
Британские христиане оправданы после ареста за проповеди о гомосексуализме

26.3.2024
День открытых дверей в СПХУ

26.3.2024
Научная конференция «Актуальные вопросы евангелического (протестантского) вероисповедания»

14.3.2024
В Ливане состоялось освящение храма для русской православной общины
О моральном релятивизме

Сергей Худиев, Москва

Христианство говорит об одной универсальной и обязательной для всех системе моральных ценностей. Не мы установили моральный закон и не в нашей воле его изменить. Это часто вызывает протест - что за тоталитарные притязания? Разве не каждый для себя имеет право решать, что хорошо и что плохо? Кто вы (или я) такие, чтобы говорить другим о том, что правильно, а что - нет?

Такой взгляд называется "моральный релятивизм". Иными словами считается, что истины в моральных вопросах не существует. Каждая культура (или даже каждый отдельный человек) вольны придерживаться своих собственных ценностей. Проблема этого воззрения не в том, что оно противоречит Библии, а в том, что оно противоречит как самому себе так и всеобщему человеческому опыту.

Когда вы говорите: "неправильно навязывать людям универсальную систему ценностей", - вы уже делаете универсальное, ко всем людям относящееся утверждение о правильном и неправильном, то есть опровергаете собственное заявление. Кто вы такой, чтобы указывать всем людям, что правильно? Почти во всех мировых культурах предполагается, что нравственные ценности - это не то, что люди себе выдумывают. Это что-то объективное, чему люди обязаны следовать. Когда вы говорите: "правильно быть моральным релятивистом и неправильно - абсолютистом" (то есть человеком, верующим во всеобщий моральный закон), - вы уже провозглашаете на весь мир определенные требования к поведению людей, заявляете о том, что большинство людей в этом мире неправы - и всегда были неправы.

Более того, когда вы хвалите или порицаете других людей, вы также неизбежно апеллируете к общему для всех моральному Закону. Релятивист, который порицает, скажем, испанских конкистадоров, противоречит себе - кто он такой, чтобы отказывать конкистадорам в праве быть жестокими и нетерпимыми? Такова их "конкистадорская культура", и кто мы такие, чтобы им указывать? Когда релятивист порицает инквизиторов за нетерпимость, а Вольтера, напротив, хвалит за проповедь терпимости, он обращается к каким-то стандартам добра и зла, которые он считает обязательными для всех людей. Люди достойны похвалы, если им следуют, и порицания, если их нарушают. Это ровно то же самое провозглашение универсального, обязательного для всех Закона, что и в традиционной, в частности в христианской этике, но только релятивист не может объяснить, откуда этот закон берется и на чем основан.

Выражать какие-либо нравственные упреки другим людям, считать какие-то требования "справедливыми", выступать за чьи-то права, кого-то ругать или хвалить - значит, неизбежно обращаться к системе ценностей, которую вы считаете обязательной для всех. Поэтому вера в универсальный моральный закон - это часть нашей человеческой природы. Мы знаем это и до библейского Откровения - Откровение просто знакомит нас с Автором Закона.
О Дальнем Востоке, Евангелии и фазанах

Как я смогу радоваться в раю, если мои близкие окажутся в аду?

Мокрый храм

Является ли концепция прав человека христианской?

Добродетель незлобия

Почему мы не верим Грабовому и верим Апостолам?

Гедонисты, гностики и христиане — три разных взгляда на сексуальность

Бах остается Бахом

От необитаемого острова до космоса. Лучшие и необычные романы о миссионерстве

Евангелие остаётся истинным

Архитектура чуда. О романе Нади Алексеевой «Полунощница»

Почему христиане не полагаются на чудесную доставку?

О знамениях с неба

Почему Бог не сделает как я хочу?

Божий мир выглядит по-другому

Иллюзия справедливого мира

О разнице между загадкой и тайной

Еще раз о евангельских «противоречиях»

Необъективность неверия

«Какой из Рождественских праздников, которые были в вашей жизни запомнился вам больше всего?» С Таким вопросом мы обратились к нашим слушателям и читателям. Некоторые ответы публикуем.
  Следующие 20 >>