анонсы статьи
новости
17.7.2024
"Семья в фокусе"

13.7.2024
Евангельские группы присоединяются к осуждению экспертом ООН проституции как системы насилия и эксплуатации после ужасающего доклада

1.7.2024
Хоули призывает «снять транс-флаг» с федеральных зданий, заставить христианских руководителей поставить «Америку на первое место»

24.6.2024
Раскрыты подробности нападения на православный храм в Дербенте

19.6.2024
Стали известны темы, обсуждавшиеся на встрече папы Франциска с президентом Байденом

13.6.2024
В Санкт-Петербурге проходит Всероссийская конференция служителей Российского союза евангельских христиан баптистов

10.6.2024
Прощание с Р.Л. Носач

8.6.2024
Саммит Глав Протестантских Церквей России

6.6.2024
Эффективность и справедливость: христианский взгляд на социально-экономическое развитие

3.6.2024
Баптисты Петербурга организовали семейный праздник
О моральном релятивизме

Сергей Худиев, Москва

Христианство говорит об одной универсальной и обязательной для всех системе моральных ценностей. Не мы установили моральный закон и не в нашей воле его изменить. Это часто вызывает протест - что за тоталитарные притязания? Разве не каждый для себя имеет право решать, что хорошо и что плохо? Кто вы (или я) такие, чтобы говорить другим о том, что правильно, а что - нет?

Такой взгляд называется "моральный релятивизм". Иными словами считается, что истины в моральных вопросах не существует. Каждая культура (или даже каждый отдельный человек) вольны придерживаться своих собственных ценностей. Проблема этого воззрения не в том, что оно противоречит Библии, а в том, что оно противоречит как самому себе так и всеобщему человеческому опыту.

Когда вы говорите: "неправильно навязывать людям универсальную систему ценностей", - вы уже делаете универсальное, ко всем людям относящееся утверждение о правильном и неправильном, то есть опровергаете собственное заявление. Кто вы такой, чтобы указывать всем людям, что правильно? Почти во всех мировых культурах предполагается, что нравственные ценности - это не то, что люди себе выдумывают. Это что-то объективное, чему люди обязаны следовать. Когда вы говорите: "правильно быть моральным релятивистом и неправильно - абсолютистом" (то есть человеком, верующим во всеобщий моральный закон), - вы уже провозглашаете на весь мир определенные требования к поведению людей, заявляете о том, что большинство людей в этом мире неправы - и всегда были неправы.

Более того, когда вы хвалите или порицаете других людей, вы также неизбежно апеллируете к общему для всех моральному Закону. Релятивист, который порицает, скажем, испанских конкистадоров, противоречит себе - кто он такой, чтобы отказывать конкистадорам в праве быть жестокими и нетерпимыми? Такова их "конкистадорская культура", и кто мы такие, чтобы им указывать? Когда релятивист порицает инквизиторов за нетерпимость, а Вольтера, напротив, хвалит за проповедь терпимости, он обращается к каким-то стандартам добра и зла, которые он считает обязательными для всех людей. Люди достойны похвалы, если им следуют, и порицания, если их нарушают. Это ровно то же самое провозглашение универсального, обязательного для всех Закона, что и в традиционной, в частности в христианской этике, но только релятивист не может объяснить, откуда этот закон берется и на чем основан.

Выражать какие-либо нравственные упреки другим людям, считать какие-то требования "справедливыми", выступать за чьи-то права, кого-то ругать или хвалить - значит, неизбежно обращаться к системе ценностей, которую вы считаете обязательной для всех. Поэтому вера в универсальный моральный закон - это часть нашей человеческой природы. Мы знаем это и до библейского Откровения - Откровение просто знакомит нас с Автором Закона.
Стоит ли откладывать покаяние?

В Евангелии нет статистики

Искупление придумал Павел?

Новый Завет и буддизм, а есть ли сходство?

Утешитель предателей

Зло — не снаружи

О пользе моногамии

Служители и остальные

Библия — снаружи я или внутри?

Внутренняя радость

(Не)справедливость искупления

Бог - не следящая камера

Надо ли бояться смирения?

В поисках новой памяти. О романе Е. Водолазкина «Чагин»

Подлинный смысл Пасхи

Смерть, которая имела смысл

Во оставление грехов

Почему мы должны верить в еврейского Бога?

Зуб за зуб

Смирение и достоинство
  Следующие 20 >>