В этом мире мы постоянно слышим о свободе. Это одно из самых популярных слов. Оно встречается повсюду - от политической пропаганды до коммерческой рекламы. Под свободой понимается, прежде всего, свобода делать что хочешь, свобода от внешних ограничений. Причем часто реклама (как и пропаганда) ненавязчиво подсказывает людям, чего именно они хотят.
Но великие религиозные и философские традиции прошлого говорили и о другой свободе - свободе от наших внутренних пут. Люди всегда догадывались, что наши главные проблемы находятся у нас внутри. Иногда это бросается в глаза, когда, например, человек страдает алкоголизмом и не может отказаться от очередной порции яда. Иногда - не так жутко, но все равно неприятно, как, скажем, с привычкой к перееданию. Человек скован - но не снаружи, а изнутри. В этих случаях человеку относительно легко заметить свои цепи.
Бывает так, что человек, порабощенный гневом, ненавистью и яростью - которые разрушают его изнутри и душевно, и даже чисто физически - даже не может осознать, что с ним что-то не так, что нечто злое поработило и разрушает его жизнь. Он уверен, что с ним-то все в порядке - он и свободен, и добр, и всем хорош, а ярость и ненависть - законная, уместная и справедливая реакция на каких-то других людей. Так и с другими страстями. Со стороны можно понять, что человек захвачен чем-то явно злым и пагубным, а он сам очень удивится, если вы скажете ему об этом.
Как говорит Христос: «всякий, делающий грех, есть раб греха» (Иоан.8:34). Сознаем мы это или нет, грех лишает нас свободы - и один из его симптомов в том и состоит, что он скрывает от нас этот факт.
Подлинная свобода приходит вместе с познанием Истины. У нас открываются глаза и мы видим, что глубоко запутались в пагубных пристрастиях и ложных представлениях о мире. Само по себе это открытие было бы глубоко удручающим, но мы осознаём, что у нас есть тот, кто пришел дать нам свободу - Христос.
Святой Апостол Павел говорит о “внешнем” и “внутреннем” человеке. В самом деле, Бог видит нашего внутреннего человека, созданного по Его образу, который может быть глубоко скрыт за всем тем дурным и наносным, чем мы привыкли жить. И благодать Божия приходит, чтобы выпустить на волю это внутреннего, подлинного человека, который создан для вечной радости и вечной жизни. Освобождение может быть нелегким и негладким процессом - если мы предадимся Богу, Он доведет его до конца, когда из гусеницы нашей земной жизни появится бабочка жизни вечной.