анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
Жажда чуда

Игорь Попов, Москва

С детства зима у меня прочно ассоциировалась со сказкой. Уж не знаю, что тому было первопричиной – то ли особое новогоднее настроение, простиравшееся и на все время после праздников до первых оттепелей в марте, то ли таинственные узоры, как по мановению чьей-то руки возникавшие на окнах в самый мороз. А может виной тому был странный датский сказочник Ганс Христиан Андерсен, открывший для меня таинственный мир, полный необычных существ, козней Снежной Королевы и преданности и любви обычной девочки, победившей могущественные чары.

Казалось бы, время сказок прошло, я переступил то время томительного ожидания чуда. Жизнь наполнилась заботами о хлебе насущном и рациональными размышлениями о будущем. Но пришлось мне вернуться в сказочный мир Андерсена, когда я перед сном читал его сказки своей дочери, так же как и я когда-то, замиравшей от необыкновенных приключений Герды и радовавшейся торжеству добра и его победы над злом. И, перечитывая сказки датского писателя, я заново открыл для себя не просто великого выдумщика и сказочника, но грустного и мудрого писателя, открывающего для своих читателей невидимый, но при этом реальный духовный мир.

Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в Дании, в маленьком городке Оденсе в бедной семье прачки и сапожника. Биограф Андерсена М. Стирлинг сообщает, что дед писателя по отцу, в свое время состоятельный фермер, разорился из-за пожара. Отец завербовался в армию, оставив полученные за это деньги семье, но вскоре вернулся домой. Родители сказочника были люди разного склада. Мать заботилась о муже и ребенке. Отец отличался живым умом и охотно пошел бы учиться, но из-за бедности вынужден был довольствоваться судьбой сапожника. Но какими бы разными ни были супруги, они хорошо уживались, и Ганс Христиан не замечал никаких серьезных конфликтов.

Андерсен был единственным ребенком в семье и, несмотря на бедность родителей, жил вольно и беззаботно. Его никогда не наказывали. Он рос очень эмоциональным и восприимчивым ребенком. Первые сказки Ганс услышал от отца. Мальчик переделывал, приукрашивал их по-своему и в новом виде рассказывал. С самого детства он был мечтателем и фантазером, что поощрялось отцом. У Ганса были самодельные игрушки и картонный кукольный театр. Он забивался в уголок и сам сочинял и разыгрывал для себя целые спектакли.

В то время физические наказания детей в школах были обычным делом, поэтому мальчик боялся ходить в школу, и мама отдала его в благотворительную школу (куда брали и еврейских детей), где физические наказания не практиковались. Этой школой руководил христианин Феддер Карстенс. Это был уникальный и интересный человек. Карстенс заинтересовался Андерсеном настолько, что стал давать ему уроки отдельно, брать на прогулки со своими сыновьями, по дороге рассказывал обо всем интересном, что им встречалось на лужайках и в лесах. Впоследствии Ганс Христиан всегда помнил своего учителя, посылал ему свои книги. Именно Карстенс открыл для юного Андерсена красоту и глубину библейской истории.

В 1819 году, когда мальчику было 14 лет, Ганс отправился в Копенгаген, чтобы стать актером, это увлечение принесло ему множество унижений, часто приходилось упрашивать взять его в спектакль, поэтому заработать любимым делом не удалось. Мать отпустила сына, так как надеялась, что он побудет там немного и вернется домой.

Ганс Христиан был долговязым подростком с удлиненными и тонкими конечностями, шеей и таким же длинным носом. Несмотря на его неэффектную внешность, из жалости он был принят в Королевский театр, где играл второстепенные роли. Юноше предложили учиться из-за доброго к нему отношения, видя желание. Посочувствовавшие бедному и чувствительному мальчику люди ходатайствовали перед королем Дании Фредериком VI, который разрешил ему учиться в школе в городке Слагельсе, а затем в другой школе в Эльсиноре за счет казны. Ученики в школе были на 6 лет младше Андерсена. Он впоследствии вспоминал о годах учебы в школе как о самой мрачной поре своей жизни из-за того, что подвергался строгой критике ректора учебного заведения и болезненно переживал по этому поводу до конца своих дней, даже видел ректора в кошмарных снах. В 1827 году Андерсен завершил учебу. До конца жизни он делал в письме множество грамматических ошибок — Андерсен так и не одолел грамоты. «Моя жизнь – это прекрасная сказка, богатая событиями, благословенная, - написал позже Ганс Христиан. - История моей жизни поведает миру то, что она говорит мне: Господь милостив и все творит к лучшему».

Разные люди помогали неопытному Андерсену в Копенгагене, некоторые увидели в нем проблески поэтического дарования. Статский советник Йонас Коллин был одним из самых деловитых и влиятельных высших сановников Дании. Он не только добился для юноши стипендии, но также взял на себя обязанность вести его финансы. Выдержал Андресен этот трудный период только за счет своих друзей, которых не хотел разочаровывать и поразительного упорства, с которым преодолевал все невзгоды.

В 1828 году, Ганс Христиан сдал в университете экзамен на аттестат зрелости с хорошими оценками. Теперь вопрос о его будущем больше не мог отодвигаться. Йонас Коллин произнес напутственные слова: «Идите с Богом той дорогой, для которой вы поистине созданы, так будет, право же, лучше всего!» И Андерсен решил стать писателем.

Андерсену предстояло попытаться жить творчеством. Никто из его коллег-писателей не мог прокормиться только литературным трудом. Почти все они где-нибудь служили. У начинающего писателя службы не было. Зная это, легко понять почему молодой человек так упорно и много писал в течение последующих лет. Кроме потребности писать, сказочник постоянно лелеял надежду увидеть другие страны. К сожалению, у него не было достаточных средств, но фонд для нужд народа ежегодно выделял по ходатайству стипендии молодым художникам и ученым. Молодые таланты уезжали, во-первых, чтобы приобрести новые знания и новый опыт, материал для будущей работы, а во-вторых, чтобы оторваться от привычных условий и благодаря этому обрести новые взгляды на мир и людей. Андерсену посоветовали подать прошение королю. Однако без рекомендаций влиятельных лиц о субсидии нечего было и думать. Писатели Ингерман и Эленшлегер, Тиле и Хейберг, а также знаменитый физик Эрстед охотно взялись помочь Андерсену.

В декабре 1832 года все они дали ему рекомендации как поэту, отметив, что Ганс Христиан умеет изображать картины природы и человеческой жизни, обладает живой фантазией и умом и мужественен в борьбе с трудностями. Тиле же прозорливо заметил: поездка Андерсена будет счастьем не только для него, но и многое даст поэзии Дании.

Получив субсидию от короля, Андерсен в апреле 1833 года выехал из Копенгагена во Францию. В Париже сказочник посетил Гейне и Гюго. Побывал он и в знаменитом Шильонском замке, где ему показали темницу, в которой еще сохранились цепи и имя «Байрон», вырезанное самим поэтом. Потом Андерсен пересек Альпы и путешествовал по Италии. «Если Франция - страна разума, а Дания и Германия- страны сердца, то Италия - королевство фантазий, - написал он о своих впечатлениях. - Все здесь - одна сплошная картина!»

Поездка плодотворно сказалась на писателе. Андерсен пишет роман «Импровизатор» (1835), который сделал писателя известным за приделами Дании. В этот же период он написал пьесы «Свадьба Ренцо» (1836), «О.Т.», «Только скрипач!» (1837). В 1836 году общество Дании выпускало газету «Датский народный листок», в которой писатель опубликовал три своих небольших произведения: «Жив еще старый Бог!», «Талисман» и «Эта басня сложена про тебя». «Эта басня сложена про тебя» - рассказ о собаке, которая бегала из одного замка в другой, мечтая, где бы пообедать. Сам писатель вынужден был бегать из одной редакции в другую и постоянно писать, чтобы как-то существовать. Именно благодаря своей уникальной работоспособности уже к концу 1830-х годов Андерсен стал известным писателем.

Многие считают, что подлинная литературная слава его началась после романа «Импровизатор». Но с этим не согласен друг Андерсена Эдвард Коллин, который написал: «Найдутся, пожалуй, люди, которые скажут, что начало его популярности, следует скорее отнести к 1835 году, когда Андерсен словами: «Шел солдат по дороге: раз-два! раз-два!» вступил в царство сказок». С этих слов начинается знаменитая сказка «Огниво». В то время Андерсен издал первый выпуск сборника «Сказки, рассказанные детям».

Сказка постоянно жила в душе Андерсена. Именно сказки помогают нам сегодня увидеть какую жажду чуда испытывал писатель. Ведь еще в 1829-1830 годах Андерсен собирался создать в будущем «цикл датских народных сказок» и в течение всей своей жизни выпустил несколько сборников под разными названиями. После первого сборника появился второй – «Новые сказки» (1844-1848), а за ним – «Истории» (1852-1855) и «Новые сказки и истории» (1858-1872). Писатель не случайно менял названия сборников и включал в них определенные сказки. Незадолго до смерти Андерсен с огорчением говорил, что люди судят о его сказках неправильно, не зная, когда написана та или иная сказка, и, следовательно, не могут оценить по достоинству актуальность некоторых из них.

В первый сборник Андерсен включил, в основном, сказки близкие по содержанию и по стилю к народным сказкам. В них прославлялось мужество, ум, любовь и юмор. Сказки были разные. Были пересказы и переделки народных – «Огниво», «Маленький Клаус и Большой Клаус», «Принцесса на горошине», «Дорожный товарищ», «Дикие лебеди», «Русалочка» и «Свинопас». Были сказки, основанные на датских народных поверьях - «Аисты», «Райский сад», «Оле-Лукойле». Были и такие, где использовался сюжет сказок других народов – «Нехороший мальчик», «Новое платье короля» и «Сундук-самолет». В этот же сборник впервые вошли сказки, которые придумал сам писатель – «Цветы для маленькой Иды», «Дюймовочка», «Ромашка», «Стойкий оловянный солдатик». Сам Андерсен очень нескоро понял цену своим сказкам и в течение многих лет рассматривал их только как побочное занятие. Сказки читали и ими восхищались не только в Дании, но и за рубежом. Под пером датского писателя волшебные истории превращались в увлекательные, но полные глубокого смысла притчи, в которых внимательный читатель мог увидеть иносказание и скрытые смыслы.

С конца июля 1874 до февраля 1875 года жизнь писателя - цепь сплошных физических страданий. 2 апреля 1875 года в доме Мельхиоров было отпраздновано 70-летие Андерсена. Каждое блюдо в меню было названо в честь какого-либо произведения писателя, в особенности в честь его сказок: «Соседи» (устрицы), «На утином дворе» (индейка), «Суп из колбасной палочки» (бульон) и т. д. В королевском театре в честь Андерсена давали его пьесу «Первенец». Андерсен присутствовал на представлении.

Дневники и письма последних дней жизни хранят следы его страданий. Можно было ожидать, что нарастающая слабость остановит его литературное творчество. Тем не менее у него бывали периоды прилива неистощимой энергии, и он снова писал. Насколько ясен был его ум, видно по тому, что в последние годы жизни он создал такие сильные и оригинальные сказки, как «Дриада», и «Великий морской змей», и повесть «Счастливчик Пьер» .Но это были последние вспышки жизненной силы. В театр он ходить не мог. Андерсен страдал раком печени, и каждому было ясно, к чему это ведет.

Великий датский сказочник скончался 4 августа 1875 года. В последние дни у него не было болей, и под конец он тихо и незаметно впал в бессознательное состояние. На похороны Андерсена пришли все студенты, депутаты города Оденсе, иностранные послы, министры и сам король. Перед ним склонили траурные знамена. Похоронили короля сказок в фамильном склепе Коллинов. В Дании был объявлен национальный траур.

Но после него остались его замечательные и не стареющие со временем сказки, в которых мы видим мудрого и доброго философа. Основные идеи Андерсена – это любовь к родине, любовь к Богу, глубокая и беззаветная, смирение, вера в возмездие и загробную жизнь. Андерсен был добрым сыном своего отечества, добрым христианином и прихожанином церкви. Во время путешествия по Франции его очень удивляло отсутствие людей на воскресных богослужениях в церкви. В своей вере он был искренен как ребенок, и сила этой веры преображала и наполняла его сказки. Писатель был беспощаден к человеческим порокам, невежеству, злу, отсутствию милосердия. Именно поэтому так поражает нас сказка «Девочка со спичками», которая вдохновила Ф.М. Достоевского написать рождественский рассказ «Мальчик у Христа на елке». Его мало интересовали социальные и политические темы. Вот как писатель отзывался о политике в своем дневнике: «… поэт не слуга политики, он только спокойно идет впереди разных политических движений, как провидец… Я, однако, не чувствовал ни способности, ни нужды вмешиваться в политику, да и вообще считаю увлечение политикой пагубным для поэта».

В своих сказках Андресен часто обращается к библейским героям, но не как к мифическим героям, а как к реально существовавшим людям. Часто писатель цитирует Евангелие, но не иронизирует над ним, не использует вольную трактовку сюжетов. Бог всегда играет у него роль справедливого Творца, воздаятеля за зло. Некоторые из сказок целенаправленно созданы в духе библейских притч, имеют богословский характер. Например, это очень хорошо видно в сказках «Райский сад», «Ангел», «Сон», «Кое-что», «Колокол». Они были написаны для того, чтобы научить детей и взрослых добру и приблизить их к вере в Бога.

Конечно, наиболее яркой в этом плане является сказка «Снежная королева». Она полна духовных смыслов. Зеркало Тролля разбивается не просто из-за неловкости его учеников, а потому, что они решили подняться с кривым зеркалом до неба, «чтобы посмеяться над ангелами и Господом Богом». Когда отважная Герда боролась со стражниками Снежной королевы, то произнесла молитву «Отче наш» и с неба к ней на помощь спустились ангелы, и девочка благополучно дошла до намеченной цели. Расколдовать же Кая Герде помогают псалмы об Иисусе Христе. Заканчивается сказка у Андерсена долгожданным воссоединением с бабушкой, которую дети нашли сидящей на солнышке и громко читающей Евангелие. В тексте сказки даже уточняется фрагмент, который она читала: «Если не будете как дети, не войдете в Царствие небесное». И дети бросаются к ней на шею, начинают танцевать вокруг расцветшего куста роз, и поют рождественскую песню: «Розы цветут. Красота, красота. Скоро мы встретим младенца Христа».

А в сказке «Дочь болотного царя» у Андерсена жизнь главной героини Хельги изменилась после встречи со священником, который рассказал ей о Божьей любви, а злые чары спали с нее, когда она сама произнесла имя Иисуса Христа. Вообще для Андерсена вера обретается через испытания и является выражением настоящего чуда, которого так жаждал сказочник.

На самом деле какую бы сказку Андерсена ни взять, мы везде столкнемся с христианской моралью, иногда достигающей вершины философский притчи. Всех его героев неизменно связывает вера в Бога и надежда на Него, самоотверженная любовь, которая делает их стойкими, решительными и смелыми. Андерсен знал, что эту любовь нельзя отделить от ее источника — от Бога. Так любил сам Христос и учил других этому.

Даже в самых трагических и грустных сказках Андерсен остается верен самому себе и пытается через драматичные обстоятельства разбудить души читателей, пробудить в них сочувствие к ближнему, заставить задуматься о милосердии и справедливости, которых так мало в окружающем нас мире. На могиле датского сказочника в Копенгагене выбиты такие слова: «Душа, которую Бог сотворил по Своему образу, бессмертна, и не может погибнуть. Наша жизнь на земле есть семя вечности. Тело умрет, но душа умереть не может». Это и есть то, ради чего жил и творил Ганс Христиан Андерсен и именно в этом ключ неувядаемого интереса к его сказкам.
Люди равны, а религии нет

Два подхода к религии

Ключи от рая

Галилей, Докинз и происхождение разума

Неизбежность соблазнов

«Конфликт науки и религии» — как настолько ложный тезис может быть так популярен?

О невозможности потерять веру

Самая непопулярная заповедь

Материализм и вера без доказательств

О заповеди «не лжесвидетельствуй»

Вознесение Господне

Важнее всего мира

От идолов к Богу живому

У нас есть, кому повиноваться

Мы куплены

Христианская догматика и Нагорная проповедь

Конец света – ужас или надежда?

К Богу живому от идолов

Не в наших руках

Зачем все это?
  Следующие 20 >>