анонсы статьи
новости
26.3.2024
День открытых дверей в СПХУ

26.3.2024
Научная конференция «Актуальные вопросы евангелического (протестантского) вероисповедания»

14.3.2024
В Ливане состоялось освящение храма для русской православной общины

7.3.2024
В Якутске записывается аудиоверсия книги Бытия

1.3.2024
Новый ректор в СПбХУ

9.2.2024
Юридический семинар прошёл в Санкт-Петербургском христианском университете

30.1.2024
В Нигерии исламистские фанатики вновь убили более 30 христиан и вынудили к бегству жителей нескольких сел и городков

15.1.2024
В Нью-Йорке не стихают страсти после обнаружения нелегального подземного хода в старинной синагоге

27.12.2023
Ежегодная Неделя молитвы

4.12.2023
На кровле собора Нотр-Дам-де-Пари установлен новый шпиль
Семейная традиция

Галина Сульженко, Санкт-Петербург

Уважаемое издательство! К вам обращается ученик 5 «г» класса Борис Григорьевич Елкин. У меня к вам заманчивое предложение, чтобы вы напечатали мое сочинение. Оно принесет пользу и вам, и другим людям, которые не знают, как жить дальше.

В нашей школе учат семейным ценностям и традициям. Мы писали сочинение про традиции. Мне поставили пятерку. Рассказ у меня настоящий, в нем всё правда. Если будете печатать, надо поменять фамилию, моя для писателя не подходит. Так делают, чтобы удивить странной фамилией на обложке и привлечь интерес читателей к книге. Это называется псевдоним. Если вам понравится мой рассказ, я для издательства придумаю хороший псевдоним.

Елкин – фамилия моего папы, Григория Аполлоновича. Он работает сантехником, приносит радость людям, и эта фамилия очень ему подходит. Он появляется в незнакомом доме и говорит: «Я Елкин», - все начинают улыбаться и хорошо к нему относиться. Если он приходит перед Новым годом и Рождеством, то не только улыбаются, а еще говорят, что стали счастливыми, будто им подарок сделали. Я видел это своими собственными глазами. Папа рассчитывал, что я пойду по его стопам. Он брал меня с собой на выезды, чтобы я привыкал к работе сантехника. Вообще-то работа мне нравится. Эта работа – творить добро. На зимние праздники папа старается делать как можно больше добра. Он называет это Божьим зовом и семейной традицией.

К сожалению, такая традиция была не всегда. Давным-давно у папы была другая жизнь. Как я узнал об этом? Вы, наверное, уже догадались – от своих родителей. Иначе как узнаешь, если меня тогда и в помине не было.

В те далекие времена ни папу, ни его работу люди не любили. А лет ему было уже немало, почти тридцать. Когда он приходил в незнакомый дом и представлялся Елкиным, все делали недовольное лицо и прикрывали нос ладонью. Считали это плохой шуткой. Но дело было не в юморе, а в том, что папа поклонялся зеленому змию. Если вы не знаете этого выражения, советую заглянуть в Википендию, там все сказано. От себя добавлю, змий отвратительно пахнет. Людям не нравились плохой запах, папина фамилия, его профессия и сам папа. Никто не любил папу. Ни один человек на свете. Вам покажется странным, что при этом была у него жена. Но она тоже его не любила, хотя каждая жена должна любить своего мужа. Если бы она его любила, то всегда с радостью впускала бы в дом, кормила ужином, не забирала бы у него все деньги, а оставляла в карманах хотя бы копейки, чтобы он не ходил пешком на вызовы, а пользовался транспортом. Ничего такого жена не выполняла, только сердилась, кричала и пугала Елкина, что сделает еще хуже. Хотя куда уж хуже. Он то и дело спал не в своей теплой постели, а в холодной подсобке вместе с разводными ключами и другими инструментами. Ужинать ему приходилось соленой рыбой с зеленым змием.

Когда человека никто не любит, ему живется тяжело, и он не понимает, почему так происходит. Старается быть как все, а у него ничего не получается. Тогда он может махнуть на себя рукой и пустить все на самотек. Так бы и с Елкиным было. Но однажды вечером он шел по темной улице совсем одинокий. Ему было грустно, холодно, и думал Елкин только о том, как бы согреться, поесть чего-нибудь, кроме соленой рыбы. Видит, белый листок на столбе трепещется, его ветром сдувает. На листке написано: «Бог любит тебя! Приходи!», и адрес указан. Папе все это показалось странным. Как Бог может любить, например, его, Елкина, если ни один человек не любит, даже собственная жена. Конечно, страшно стало от слов такого объявления, но страх он преодолел. Наверняка, подумал он, по этому адресу может быть тепло, а может, и еду дают. Тут он не ошибся.

Папа говорит: «Я дважды рожденный». Первый раз он родился обыкновенно, как все нарождаются, маленькими младенцами от своих матерей. Второй раз он родился, когда отправился по указанному на листке адресу. Там и в самом деле было тепло, его окружили добрые люди, дали ему горячего чаю с печеньем. Там занимались приготовлением к празднику и очень обрадовались папе, как будто он был их родственник, с которым они много лет не виделись. Эти люди рассказали, что Бог давно искал Елкина, хотел ему сказать: «Я люблю тебя и не хочу, чтобы ты скитался, как бездомная собака, болел, поклонялся зеленому змию, губил свою жизнь».

Елкин поверил, что это не пустые слова, какие часто бывают среди людей. У Бога нет ни одного слова, которое Он не доказал бы делом. Бог пожертвовал Своим Сыном Иисусом, чтобы Елкин и такие, как он, не мучились от одиночества, не погибли, а жили вечно. Папа от такой информации расплакался, как маленький малышок. Говорит, стыдно было для мужчины лить слезы, но ничего не мог с собой поделать. Слезы лились и лились, чуть дырку в рубашке не прожгли. Когда он наплакался, то почувствовал, будто с его души упал камень. Он стал вместе с другими украшать помещение. Праздник, к которому там готовились, назывался Рождество Христово, то есть день рождения Сына Божьего, Спасителя и Искупителя Елкина, а также всех грешников.

Другая странность возникла. Елкин пришел в свой дом не как всегда, не нечистый и с плохим запахом, а в новой рубашке и галстуке. При этом сказал жене: «Дорогая, теперь я знаю, какой праздник мы будем праздновать. Он самый главный в жизни». «Это и без тебя известно - Новый год» - ответила женщина, изумленная дерзостью мужа. «Ошибаешься! Это Рождество!» - бесстрашно возразил Елкин. Жена его тут же рассвирепела, стала кричать: «Что, Елкин, дождался белочки? Мало я от тебя горя видела, теперь в сектанты подался?» - и выгнала его из дома навсегда.

«Белочка» - это народное выражение, означает острое психическое расстройство после дружбы с зеленым змием. Сектанты – слово научное, но отношение к нему у многих подозрительное. Вот вам и странность: когда зеленый змий крепко обвился вокруг Елкина и не давал свободно дышать, злая женщина была довольна. А когда Иисус прогнал змия, Елкин перевернул страницу своей жизни и стал новым человеком, она разорвала с ним все отношения и перестала быть ему женой.

Теперь перехожу к моей маме, Татьяне Николаевне. В те далекие времена она жила отдельно от Григория Аполлоновича. Вместе можно жить, если муж и жена, а они тогда даже не знали о существовании друг друга, поэтому жили сами по себе.

Мама росла в приюте. Почему так получилось, никто ей не объяснил. Когда она была совсем маленькой девочкой, ее туда отдала родная мать и больше о ней не вспоминала. В слове «приют» есть тепло, но это впечатление обманчиво. Другое название – детский дом – от него теплом не веет. Все догадываются, как тяжело живется ребенку в детском доме, какие несправедливости он там терпит. Моей маме было еще тяжелее, потому что она была невезучая, и вокруг нее постоянно скапливались всякие неприятности. Если кто-то что-то украдал, то обвиняли ее и наказывали со всей строгостью. Если в спальной комнате находили окурки, то все показывали на Таню. Она даже в руки никогда не брала эту гадость, а ее опять наказывали. То есть ее все время наказывали. А с теми, кого все время наказывают, никто не хочет дружить. Вот поэтому и не было у нее друзей. Одна только девочка Света разговаривала с ней. Свете это было выгодно. Мама показывала хорошую успеваемость и давала Свете списывать уроки.

Из приюта государство переселило маму в маленькую квартирку. Таня устроилась работать в овощной ларек, но несчастия не покидали ее, в основном из-за воды. Ее квартирка находилась на последнем этаже, а крыша была вся в дырках. Если шел дождь, вода оказывалась повсюду на стене и на полу. Таня подставляла тазики и стелила целлофан. Вода в жилое помещение пробиралась и с улицы, и изнутри: краны на кухне и в ванной капали, сливы в туалете и душе не работали. Когда приходила зима, из батарей отопления выскакивал кипяток. Таня звала на помощь. Сантехники обещали все наладить, брали деньги. Но как только они уходили, вода опять пробиралась в квартирку.

После приюта Света продолжала дружить с мамой. Она прошла обучение на умных курсах, там рассказали, как правильно жить, добиваться успехов. Теперь у Светы был диплом – такая красивая бумага, которая дает право зарабатывать на людях. Света оказывала маме психологическую помощь. Мама была благодарна, давала Свете свежие овощи из ларька. Света объяснила маме, что все ее неприятности из-за имени. Тани – они невезучие, неудачливые, в общем, несчастливые. Виновата плохая карма этого имени. Карма – это то, что получаешь за свои поступки. Если поступки неправильные, то вот вам, получите неприятности. Все Тани совершают неправильные поступки. Поэтому, сказала Света, карму надо почистить, а имя лучше поменять. Света по дружбе обещала помочь маме, только за это надо было дать ей не овощи, а деньги, иначе ничего не получится.

Пока мама копила деньги на чистку кармы, наступил самый несчастный день ее жизни. Во-первых, ограбили ларек. Таня разгружала товар на улице, вернулась – касса открыта и пустая. Все опять подумали на нее, ведь знали, что она копит деньги для чистки кармы, вот и взяла из кассы. Хозяин ларька сказал: «Если через неделю не вернешь, пойдешь на зону». Конечно, несправедливые слова хозяина расстроили Таню. Но она и не подозревала, что худшее ждет ее впереди. С грустными мыслями возвращалась она домой, поднялась на свой последний этаж, открыла дверь, и навстречу ей пошла вода. Настоящий потоп. В этом потопе плавал один-единственный кораблик - ее домашний тапок, будто намекал, что и от потопа бывает спасение.

В это же самое время прибежал сосед снизу. Он был разъярен, как лев. Выяснилось, что сосед только что закончил делать евроремонт. Потоп все пустил насмарку. Сосед сказал Тане: «Если через неделю не компенсируешь, урою».

Что такое «урою», в словаре нет, это надо спрашивать у соседа. А евроремонт – это когда из непригодного жилья делают дворец. На это уходит много денег. Откуда Таня могла взять столько денег, если у нее даже на чистку кармы не хватало. И по ларьку, и по затоплению соседа сроку Тане дали неделю. Зачем тянуть, решила она, тем более что ждать помощи ей не от кого. Ни имя поменять, ни карму исправить она уже не успеет. Созрел план покончить все одним махом, применив таблетки. Съесть надо две или три упаковки в зависимости от веса тела. Так умные люди в Интернете написали и даже формулой поделились бесплатно, чтобы таблеток организму хватило с гарантией: заснул и никогда больше не проснулся.

Таня все продумала и уже готова была привести свое решение в действие, но, во-первых, не хватало таблеток. Это выяснилось, когда она подставила в уравнение из Интернета вес своего тела. Во-вторых, нельзя было идти на последний шаг, не прочитав письмо. Было у нее давно письмо. Когда Таня покидала родной приют, воспитательница отозвала ее в сторонку и выдала конверт со словами: «Прочитаешь, когда тебе будет совсем плохо».

Совсем плохо – это значит, у человека отчаяние. Таня была невезучей и часто думала, что «совсем плохо» уже наступило, поэтому ее не раз подмывало открыть конверт. Но это происходило, когда надо было убегать на работу. Она очень боялась открыть ларек с опозданием, тогда хозяин лишил бы ее премии. Вот конверт и лежал себе дальше неоткрытый. Теперь работы не было, и убегать было некуда. Оставлять конверт не имело смысла. Ведь после всего он мог попасть в чужие руки. А что в нем, оставалось неизвестным. Таня открыла конверт и прочитала: «Дорогая моя доченька! Пишет тебе твоя бедная мама. Я очень виновата перед тобой. Мне трудно сознавать, что я оставила тебя совсем крошкой. Думала, на время, получилось навсегда. Прости меня ради Христа. Я не хотела этого. Была молодой, без работы, без жилья. Думала, вот устроюсь и заберу тебя.

Мне повстречался мужчина, взял в жены. С ним я создала семью. Все думала, еще немного и расскажу ему о тебе, уговорю забрать тебя к нам. Поверь, я никогда не забывала о тебе. Дорогая доченька, время пролетает очень быстро. Годы промелькнули, а я так и не решилась открыться мужу. С ним мне жилось несладко. Бывало, пил и бил. Не так, чтобы сильно, но доставалось. А теперь уже поздно, мне поставили онкологию, умираю от неизлечимой болезни. Бог все видит, я понесла свое наказание за тебя. Когда ты будешь читать это письмо, я буду в мире ином.

Помни, я любила тебя и хотела, чтобы ты была счастлива. Ты уже большая девочка, но все же послушай моего совета. Прошу, не наделай глупостей. Не выходи замуж за солдата и представителя строительных специальностей, особенно за сантехника. Это люди ненадежные, перекати поле. Никогда не прописывай их на своей территории. Ни под каким предлогом не бери в долг. Если полюбишь кого, и он станет упрашивать тебя взять кредит в банке, откажись, прогони такого вон. Это человек ненадежный, он подведет тебя под монастырь. Самое лучшее для тебя – слушать Бога, Он избавит тебя от всех бед. Прости милостиво, не поминай лихом. Благословляю тебя, и пусть Господь тебя благословит. Твоя бедная мама».

Так в тот вечер еще один удар обрушился на Таню. Она считала свою маму потерянной навсегда, и вдруг услышала ее голос, пусть из письма, пусть издалека, пусть неживой. Зато теперь она знала, что мама никогда не забывала ее. Горю это не поможет, но знать об этом важно. Слезы набежали на глаза. Таня стала плохо видеть. Как сквозь туман появилась перед ней расплывчатая фигура. «Не сон ли это? Таблеток еще не глотала, а уже что-то снится», - подумала она.

Фигура сказала: «Я Елкин». «Как вы вошли?» - поинтересовалась мама. «У вас дверь нараспашку. Воды полно. Я сантехник, спешу на помощь». «А я только что узнала от своей мамы, сантехникам доверять нельзя». «Правильно, сантехникам и прочим человекам доверять не стоит. Доверьтесь Богу, Он Один спасает». «Я бы решительно прогнала вас, потому что мне сейчас не до этих разговоров, у меня на вечер другие планы. Но вы почему-то говорите, как моя мама. Я имею в виду, “слушай Бога”».

Все это происходило накануне Рождества. Канун Рождества называется Сочельник. Елкин в Сочельник спешил нести радость людям. Он торопился на вызов, увидел воду, открытую дверь, ничего не подозревая, вошел, считая, что здесь-то его и ждут. Он не мог предположить, что перепутал адрес.

Человек может все напутать, но Бог делает правильно. Может, другим несчастным помощь сантехника Елкина накануне Рождества тоже не помешала бы, но моей будущей маме она была нужнее. Конечно, Таня не сразу поверила Елкину и его доброй вести. Если с детства люди терпят много страданий, они становятся недоверчивыми. И как могла Таня сразу поверить странным словам Елкина, будто Бог ее любит и поможет, надо только в молитве принести Ему свои беды? Откуда Бог возьмет столько деньжищ, чтобы хозяин не послал Таню на зону, и сосед не урыл?

Их общение на этом не остановилось. Мама поменяла свои планы на вечер и долго слушала Елкина. Он твердо стоял на своем: покайся, молись, уповай на Бога. «Ты же никогда не обращалась к Богу, даже не пробовала. Как можешь проверить?»

Прошло немало времени, и Таня стала понимать, что Елкин не обманывает. Первым делом он самостоятельно исправил все, что потоп нарушил в евроремонте соседа. Оказалось, там было больше человеческих расстройств, чем реальных бедствий. Вторая беда – хозяин ларька держал Таню в страхе звонками с угрозами. И вдруг куда-то исчез. Оказалось, жуликом был он, ограбление – его коварный замысел. Это он присвоил деньги и хотел все списать на Таню. За это его арестовали, а потом отправили на зону. Вот вам и правда: не рой другому яму, сам в нее попадешь. То, чем он угрожал Тане, досталось ему самому.

Потом к Тане пришла ее подруга Света с заманчивым предложением почистить карму с большой новогодней скидкой. Ответ Тани был твердым: «Иисус забрал все мои немощи и тяготы, я ни в чем не нуждаюсь, кроме любви Божьей». «Ну-ну, подруга, вижу, в сектанты подалась» - опечалилась Света. Больше она никогда не появлялась на жизненном горизонте моей мамы. Мои родители - Григорий Аполлонович и Татьяна Николаевна обвенчались на Рождество спустя год после их первой встречи. Так образовалась наша семья. Рождество для нас праздник божественный и семейный. В Рождество отец и сын Елкины несут радость людям, ремонтируют сантехнику бесплатно – это и есть наша семейная традиция. Обращайтесь!

Уважаемое издательство, надеюсь, вам понравился мой рассказ, и вы напечатаете его в книге. Причитающееся мне вознаграждение я отдаю в фонд на процветание вашего издательства, чтобы вы могли выпустить много хороших и добрых книг.
С приветом Борис Григорьевич Елкин (над псевдонимом думаю серьезно и ответственно).
Почему мы не верим Грабовому и верим Апостолам?

Гедонисты, гностики и христиане — три разных взгляда на сексуальность

Бах остается Бахом

От необитаемого острова до космоса. Лучшие и необычные романы о миссионерстве

Евангелие остаётся истинным

Архитектура чуда. О романе Нади Алексеевой «Полунощница»

Почему христиане не полагаются на чудесную доставку?

О знамениях с неба

Почему Бог не сделает как я хочу?

Божий мир выглядит по-другому

Иллюзия справедливого мира

О разнице между загадкой и тайной

Еще раз о евангельских «противоречиях»

Необъективность неверия

«Какой из Рождественских праздников, которые были в вашей жизни запомнился вам больше всего?» С Таким вопросом мы обратились к нашим слушателям и читателям. Некоторые ответы публикуем.

Колдовство и молитва - в чем разница?

Какая польза от религии?

Рождественская лестница. Что почитать в Рождественский Адвент?

Христианство поддерживало рабство?

Рождественская лестница. Тоска по тайне звездной
  Следующие 20 >>