анонсы статьи
новости
26.3.2024
День открытых дверей в СПХУ

26.3.2024
Научная конференция «Актуальные вопросы евангелического (протестантского) вероисповедания»

14.3.2024
В Ливане состоялось освящение храма для русской православной общины

7.3.2024
В Якутске записывается аудиоверсия книги Бытия

1.3.2024
Новый ректор в СПбХУ

9.2.2024
Юридический семинар прошёл в Санкт-Петербургском христианском университете

30.1.2024
В Нигерии исламистские фанатики вновь убили более 30 христиан и вынудили к бегству жителей нескольких сел и городков

15.1.2024
В Нью-Йорке не стихают страсти после обнаружения нелегального подземного хода в старинной синагоге

27.12.2023
Ежегодная Неделя молитвы

4.12.2023
На кровле собора Нотр-Дам-де-Пари установлен новый шпиль
В небесах обетованных. Памяти Э.А. Рязанова

Игорь Попов, Москва

Кадр из фильма
Кадр из фильма "Андерсен. Жизнь без любви"
Нас сегодня очень многое разделяет — политика, идеология, ценности, взгляды. И есть очень мало в жизни того, что объединяет людей. Таким объединяющим было творчество кинорежиссера Эльдара Александровича Рязянова, скончавшегося от острой сердечной недостаточности в ночь на 30 ноября 2015 года. Фразы из его фильмов уходили в народ и становились афоризмами, многие ассоциировали свои жизни с жизненными коллизиями героев. Но главная тайна его творчества состоит в том добре, которым были наполнены самые его лучшие фильмы. Именно поэтому он заслужил поистине всенародную любовь, без всяких преувеличений.

Эльдар Александрович подчеркивал, что работает в самом быстро стареющем жанре кино — комедии, ведь он часто сконцентрирован на сатирических и социальных явлениях, которые уходят из жизни, меняются и поэтому становятся непонятны следующему поколению. Но лучшие его фильмы не стареют, потому что важнее не социальный или сатирический аспект, а общечеловеческий, который и объединяет всех нас, таких разных.

Эльдар Рязанов родился 18 ноября 1927 года в городе Самаре (тогда город Куйбышев) в семье работников советского торгпредства в Тегеране Александра Семеновича Рязанова и Софьи Михайловны Шустерман (1902—1969). Его отец Александр Семенович, родом из крестьян, учился в реальном училище. В 16 лет стал большевиком, а в 19 — комиссаром дивизии. В 1922 году его послали разведчиком в Китай, потом перевели в Персию. Мать Софья Михайловна рожать сына уехала к родителям в Самару. Мальчика назвали Эльдаром, что на тюркском языке означает «владеющий миром» Младенца Элика увезли в Москву, где папа устроился начальником винного главка и получил просторную квартиру с видом на Красную площадь. И тут Александр Семенович пристрастился к алкоголю, а жена, не выдержав скандалов, забрала трехлетнего сына и ушла жить к подруге. Затем она вышла замуж за инженера, вдовца с ребенком. С семи лет Эльдара воспитывал отчим, который к пасынку относился, как к родному сыну и к которому Эльдар Александрович всю жизнь питал настоящую привязанность и нежность.

Отец женился вторично, у него родилась дочь. В 1938 году его арестовали и дали пять лет. Рязанов-старший бежал из лагеря. Его поймали и добавили десять лет, а в общей сложности он отсидел 17. В годы войны Эльдар написал отцу письмо и получил ответ с лаконичным описанием северной природы. В начале 1960-х отец нашел сына по его фильмам. «Но близкого контакта не получилось: пришел совершенно чужой, сломанный жизнью человек, — вспоминает Э.Рязанов. — Жену и дочку он не нашел… Я дал ему все деньги, которые имел при себе, и он исчез на четыре года, не имея права жить в Москве. После реабилитации все-таки перебрался в столицу, через несколько месяцев умер, и я приехал на его похороны».

С раннего возраста Эльдар пристрастился к чтению, за что его одноклассники прозвали «ходячей энциклопедией». Во время войны семья эвакуировалась, ютились в холодных бараках с крысами. Эльдар нянчил сводного брата, стоял в очередях за хлебом и постоянно испытывал голод. В книге воспоминаний он писал, что к старшим классам понял — нет ничего лучше, чем профессия писателя. Эльдар мечтал путешествовать и набираться жизненного опыта, как его любимец Мартин Иден. Но для этого надо было стать моряком. И в 1944 году, экстерном окончив 10 класс, он послал запрос в Одесскую мореходку, но ответа не получил. Чтобы не терять год, вместе с приятелем из любопытства поехал поступать во ВГИК, хотя кино не очень-то и любил. После приемных экзаменов он был условно зачислен на режиссерский факультет в мастерскую знаменитого кинорежиссера и сценариста Григория Козинцева.

Среди педагогов Рязанова был и С. Эйзенштейн, оказавший на него большое влияние. Юноша стал бывать у мэтра дома, пользовался его библиотекой. Труднее складывались отношения самого молодого студента с профессором Козинцевым, усомнившимся в его способности стать режиссером из-за возраста. Но потом их отношения наладились и Козинцев стал любимым наставником будущего режиссера. В 1950 году. он с отличием окончил ВГИК и по распределению попал на Центральную студию документальных фильмов.

Пять лет Рязанов работал в документальном кино: снимал сюжеты для киножурналов. За киноочерк «Остров Сахалин» (1954) получил приз на фестивале в Каннах. Его пригласили на «Мосфильм», где в соавторстве он снял первый советский широкоэкранный фильм-ревю «Весенние голоса».

Нужно сказать, что Рязанову повезло на учителями. Руководитель киностудии И.Пырьев буквально вынудил молодого режиссера заняться «несерьезным» жанром - комедийным кино, хотя тот поначалу упорно отказывался. И в 1956 году он создал свою первую музыкальную комедию «Карнавальная ночь». Фильм имел огромный успех у публики, получил призы на всесоюзном и международном кинофестивалях. А ведь поначалу сюжет картины не очень привлек режиссера: он упирал на сатирический аспект, отчаянно спорил с Пырьевым, его раздражали «штучки-дрючки» юной Л.Гурченко. Но после потрясающего дебюта режиссер поверил в новое амплуа и стал создавать разнообразные по жанрам комедии — лирическую («Девушка без адреса»), героическую («Гусарская баллада»), бытовую («Зигзаг удачи»), эксцентрическую («Невероятные приключения итальянцев в России»), трагическую («Вокзал на двоих»). Успех картин обеспечивали блестящий подбор актерских ансамблей и оригинальность сюжетов, тонкий юмор и ,конечно, великолепное музыкальное сопровождение. Все эти составляющие и сделали фильмы Рязанова популярными и всенароднолюбимыми.

И все же многие из этих как будто невинных комедий попадали под пресс цензуры. Доставалось «Карнавальной ночи». В картине «Берегись автомобиля», родившейся из городского анекдота, бдительные «товарищи» увидели идеализацию вора в исполнении Смоктуновского. Лента «Человек ниоткуда» (1961) показала советскую действительность глазами наивного дикаря, и Cуслов на съезде КПСС заявил: «В идейном и художественном отношении этот фильм явно не оттуда», после чего лента на 28 лет была снята с проката. Да и сам Рязанов был не робкого десятка, вступая в открытую конфронтацию с госчиновниками, за что его неоднократно «прорабатывали» в «Госкино».

С годами талант режиссера крепнет, каждая следующая его картина становится ярким событием в отечественном кино. О его остроумии ходят легенды, что отражается на его фильмах. Фильм «Жестокий романс» (1984), созданный по мотивам пьесы А. Островского, раскрывает циничный и жестокий мир, в котором за деньги покупаются совесть, красота и любовь. По версии журнала «Советский экран» лента признана зрителями «лучшим фильмом года», но в разгромных рецензиях режиссер был обвинен в «отходе от трактовки пьесы А.Островского и неверной расстановке акцентов».

И все же творчество Рязанова запомнится зрителям не своей искрометной и меткой сатирой, а тем, что наиболее близко всем нам — человеколюбием и добротой. Самые лучшие свои фильмы он сделал в соавторстве со сценаристом Эмилем Брагинским. Очень рано Рязанов стал размышлять о благородстве и покинутости старости. Такими перед нами предстают герои его великолепной картины «Старики-разбойники», великолепно сыгранные Юрием Никулиным и Евгением Евстигнеевым. В центре фильмов Эльдара Александровича всегда был человек, его одиночество, его стремление к счастью и справедливости, его доброта и человечность. И именно эта человечность, человеколюбие поражает в его фильмах.

С конца 80-х он начинает снимать остро социальные фильмы. И тут он для зрителя открывается и как мастер психологического кино, которое так не похоже на все, что он снимал до этого. В 1988 году на экраны вышла кинодрама «Дорогая Елена Сергеевна», вызвавшая бурные дебаты. По сценарию, ученики пытаются заставить педагога отдать им ключ от сейфа с экзаменационными работами, но кроткая учительница проявляет принципиальность. В итоге выявляются самые темные стороны школьников, обнажив кризис системы школьного, и не только школьного, воспитания.

В 1990-е Эльдар Рязанов начинает снимать глубоко философские фильмы о призвании и назначении человека, смысле человеческой жизни. Еще в фильме «Забытая мелодия для флейты» (1987) он затронул тему того, что ожидает человека за порогом земной жизни. В финале герой фильма переживает клиническую смерть, его душа уносится в потусторонний мир, где погибшие ликвидаторы аварии на ЧАЭС, космонавты и репрессированный священник, врачи и их умершие пациенты ждут Высшего суда.

Мне кажется наиболее сильным фильмом этого периода является социальная трагикомедия «Небеса обетованные» (1991). Сюжет фильма настолько сильно переплетается с тем, что происходило в стране тогда, что ты иногда теряешься в оценке реальности и художественного вымысла. На городской свалке возле самого завокзального пространства Киевского вокзала Москвы живут бездомные и несчастные люди, которые не смогли найти свое место в новой жизни, зарождающейся на обломках старого порядка. У каждого из этих людей своя судьба, свои радости и горести. Они борются за место под солнцем с городскими властями, отстаивая свое право жить на земле. Городские же власти хотят ликвидировать свалку — ее обитателей «кого — в больницу, кого — в дом престарелых, кого — в психушку — а кое по кому и тюрьма плачет» — и на освободившемся пространстве открыть совместное предприятие.

Эта кинопритча о жизни заканчивается эпизодом, который потом часто повторяется в фильмах коллег Эльдара Александровича. Среди жителей свалки ходит миф, что уже осталось немного и грядет близкое вознесение на небеса. И они активно готовятся к этому. Однако тут власти города посылают танки (называя их «бульдозерами», по причине произошедшей конверсии) и солдат, для силового решения вопроса. Обитатели возмущены и протестуют, однако не имеют возможности противостоять силе. И тогда они садятся на паровоз, стоящий на проходящей там ветке, который, сияя лобовым прожектором, и возносит их на Небеса обетованные.

Как быть, если в самое смутное время человеку твердых материалистических убеждений нагадают, что жить ему осталось 24 часа? Как прожить их так, чтобы не было мучительно больно? Эту задачу решает для себя герой фильма Рязанова «Предсказание», снятого в 1993 году. Повесть «Предсказание» в журнале «Юность» сопровождалась предисловием Эльдара Рязанова: мол, я не знаю, кто автор, ко мне случайно попала эта рукопись, и я – лишь скромный публикатор… Попытка мистификации не удалась: мало у кого возникли сомнения, что «Предсказание» написал сам Эльдар Александрович, и повесть эту он написал во время съемок фильма «Небеса обетованные». Музу героя Рязанов пригласил сыграть французскую актрису Ирен Жакоб, уже снявшуюся в фильме Кшиштофа Кесьлевского «Красное» и ставшую знаменитой. Ирен попросила показать ей прежние работы Рязанова. Посмотрев несколько фильмов, она немедленно дала согласие. Потом она призналась, что в тот момент переживала серьезный душевный кризис, и картины российского режиссера вернули ее к жизни, дали новые силы.

Своим творческим завещанием Эльдар Рязанов называл фильм, к съемкам которого очень долго и тщательно готовился. Давно задуманный фильм об Андерсене был поставлен в 2006 году. Великий сказочник показан сложным человеком, жившим в бедности без семьи и собственного дома, претерпевшим унижения, но при этом оставшимся честным и гордым. По сути это фильм о Художнике и времени, власти и искусстиве, а также о смысле человеческой жизни, ее итоге. В сюжет картины введен легендарный эпизод: король оккупированной нацистами страны пришил на мундир «магендовид» и проехал на коне по городу в знак солидарности с иудеями, а к вечеру вся Дания надела желтые звезды. В итоге 300 тысяч евреев тайно вывезли в нейтральную Швецию. И это, действительно, один из самых сильных эпизодов в картине, говорящий о том, что добро должно быть активным, явным, оно должно проявляться в делах рук человека, иначе оно теряет свою силу.

Все картины Рязанова очень тесно переплетены с тем, что переживал и чувствовал их создатель. Он никогда не обращался напрямую к теме религии, но очень часто затрагивал вопросы веры и смысла человеческой жизни. В одном из интервью режиссер с горечью заметил: «Я с отчаянием смотрю на то, как из нашего кино уходят такие понятия, как художественный образ, идея, сочувствие, милосердие, одухотворенность. А испарившись из кино, они уходят и из сознания людей». В этом он и видел свою миссию как художника и до конца верил, что стремление к высшим идеалам победит жестокость, сребролюбие и эгоизм.

Эльдар Рязанов во многом похож на своих киногероев, беспокойно мятущихся в поисках правды, добра и справедливости, горячо любящих, страдающих и не всегда побеждающих. Именно поэтому его кино так близко для нас сегодня. По свидетельствам родных и близких, он был человек с тонкой и щедрой душой, чутко реагирующий на чужую боль и все, что происходило в мире. Его тревожили ложь, лицемерие, злобная нетерпимость, дефицит внутренней культуры у людей. Всю жизнь Рязанов писал стихи и одно из его стихотворений мне очень нравится. Это стихотворение о любви, которое перекликается с удивительными библейскими строками из послания апостола Павла (1 послание апостола Павла к Коринфянам, 13 глава) и является своеобразным эпилогом ко всей жизни Эльдара Рязанова: «Любовь способна жизнь отдать, когда она — любовь, она — спасенье, благодать, когда она — любовь, полна безмерной доброты, когда она — любовь». Спасибо Вам за это, Эльдар Александрович!
Почему мы не верим Грабовому и верим Апостолам?

Гедонисты, гностики и христиане — три разных взгляда на сексуальность

Бах остается Бахом

От необитаемого острова до космоса. Лучшие и необычные романы о миссионерстве

Евангелие остаётся истинным

Архитектура чуда. О романе Нади Алексеевой «Полунощница»

Почему христиане не полагаются на чудесную доставку?

О знамениях с неба

Почему Бог не сделает как я хочу?

Божий мир выглядит по-другому

Иллюзия справедливого мира

О разнице между загадкой и тайной

Еще раз о евангельских «противоречиях»

Необъективность неверия

«Какой из Рождественских праздников, которые были в вашей жизни запомнился вам больше всего?» С Таким вопросом мы обратились к нашим слушателям и читателям. Некоторые ответы публикуем.

Колдовство и молитва - в чем разница?

Какая польза от религии?

Рождественская лестница. Что почитать в Рождественский Адвент?

Христианство поддерживало рабство?

Рождественская лестница. Тоска по тайне звездной
  Следующие 20 >>