Недавно мне поставили вопрос: «может ли человек сам читать и трактовать Библию, или он обязан соотносить своё понимание с преданием Церкви?» Требование оглядываться на Церковь при чтении Писания могут понимать по-разному — некоторые видят тут попытку вообще удержать людей от чтения Писания — мол, предоставь это специалистам, а то в ересь попадешь. Это было бы грубым заблуждением — слово Божие не шифровка, через него Бог обращается к каждому верующему.
У отцов Церкви мы находим постоянные увещевания, обращенные к рядовым христианам - непрестанно изучать Писание. Святой Иоанн Златоуст говорит: «Великая защита от грехов — чтение Писаний; а незнание Писаний — великая стремнина и глубокая пропасть; великая потеря для спасения — не знать ничего из Божественных постановлений. Это незнание породило ереси; оно привело к развратной жизни; оно перевернуло все вверх дном; ибо невозможно, чтобы без плода остался тот, кто постоянно с усердием занимается чтением Писаний..Читающий постоянно Божественные Писания и стоящий при их потоках, хотя бы не имел никакого толкователя, постоянным чтением, как бы некоторыми корнями, приобретает себе великую пользу».
Но призыв оглядываться на Церковь может означать и другое — сознание того, что я не первый и не единственный человек, к которому обращено Писание. Бог обращается ко мне лично — но не только ко мне. Святой Дух, действуя в истории, призывает каждого человека лично — но призывает его к общению с другими чадами Божиими. Как говорит святой Апостол Иоанн: «о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение - с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом» (1Иоан.1:3).
Слово Божие обращено к общине верующих, мы читаем его все вместе. Поэтому было бы очень странным (и противным здравому смыслу) игнорировать опыт чтения и понимания Писания другими верующими. Поколения христиан веками тщательно и с глубоким благоговением читали слово Божие, стремились понять его как можно лучше и применить в своей жизни. Многие из этих толкователей получили признание народа Божьего, который увидел в них подлинных выразителей его веры. Конечно, они (как и все люди) в чем-то могли и ошибаться. Но весь я сам — тоже человек, склонный ошибаться и грешить. Приписывать себе заведомое превосходство над другими христианами, читавшими (и читающими) Писание и не обращать внимание на то, каким выводам пришли они — значит, впадать в глупую заносчивость.
История толкования Писания Церковью — великая сокровищница, к которой естественно прибегать благочестивому и смиренному человеку, ищущему понимания слова Божия.