анонсы статьи
новости
13.6.2024
В Санкт-Петербурге проходит Всероссийская конференция служителей Российского союза евангельских христиан баптистов

10.6.2024
Прощание с Р.Л. Носач

8.6.2024
Саммит Глав Протестантских Церквей России

6.6.2024
Эффективность и справедливость: христианский взгляд на социально-экономическое развитие

3.6.2024
Баптисты Петербурга организовали семейный праздник

29.5.2024
Конференция в Общественной палате РФ

27.5.2024
Секреты Дома Евангелия. «Фонтанка» заглянула в церковь баптистов, которая 30 лет простояла заброшенной

25.5.2024
Ежегодное богослужение в память жертв политических репрессий

20.5.2024
В Ватикане изменили правила в отношении чудесных явлений

16.5.2024
Женщина, рожденная в результате суррогатного материнства, поддержала призыв Папы Франциска к его запрету
Церковь в мегаполисе

Андрей Суховский, Санкт-Петербург

Лютеранская церковь Петра и Павла в Санкт-Петербурге
Лютеранская церковь Петра и Павла в Санкт-Петербурге
- Ваша церковь находится в самом центре Петербурга, рядом с Невским проспектом. Есть ли на ваш взгляд какие-то особенности в организации церковной жизни в мегаполисе?

- Насколько мне известно, на русском языке, кроме давнего перевода книги Харви Кокса, не существует серьезных попыток осмыслить христианскую миссию в контексте урбанистики. Это довольно печальная ситуация. Жизнь в мегаполисе отличается и по динамике, и по стилю взаимодействия между людьми. Городской житель более взыскателен в силу возможности широкого выбора, менее вовлечен в общинную жизнь в силу анонимности существования в мегаполисе и т. п.

Боюсь, что здесь просто организационные изменения в церковном служении мало что дадут. Разумеется, в подобных изменениях тоже есть нужда, но еще важнее обретение свежего взгляда на экклесиологию. Интересный подход можно найти, например, в книге Джима Петерсена «Церковь без стен». Феномен «появляющейся церкви» тоже дает богатую пищу для размышлений. Конечно, необязательно все перенимать, но ко многим идеям необходимо прислушаться, чтобы скорректировать собственную парадигму служения.

- Андрей, по роду преподавательской работы вы много времени проводите со студентами. Чем сегодня живёт молодёжь? Какие вопросы задают чаще всего? Каково отношение к религии?

- Мне кажется, что потенциал молодежи сегодня часто недооценивают. А между тем появилось новое поколение, любознательное, много читающее, социально активное. Возникает непростой вопрос, как построить мостик между этой молодежью и церковью? Нужна, как мне кажется, атмосфера диалога, нужен интеллектуальный вызов. Могут ли молодые люди найти это в нынешних евангельских общинах?

Похоже, что способность к честному диалогу на равных пока не является сильной чертой в евангельском христианстве. Но ведь церковь должна стать местом для встречи не только с Богом, но и с другими людьми. Эта вертикаль и горизонталь человеческого общения неразделимы. Если мы не слышим ближних, то и Бога вряд ли расслышим. Возможно, поэтому, стоит начать с откровенного диалога по сложным вопросам внутри самих общин. Уверен, что молодежь привлекла бы подобная интеллектуальная честность.

- Вы организуете различные семинары, где обсуждаете вопросы культуры и духовной жизни. Расскажите, пожалуйста, немного об этом?

- Основная идея семинаров заключается в создании своеобразной буферной зоны между миром и церковью. Это касается выбора тем, которые могли бы быть интересны и верующим, и неверующим; стиля общения, предполагающего уважительное отношение к чужой, отличной точке зрения. Другими словами, это попытка создать площадку для встречи различных мировоззрений. Но задача при этом очень скромная: не навязывать свою христианскую позицию, а просто познакомить с ней тех, кто далек от церкви.

Большинство тем семинаров связано с гуманитарной областью (художественная литература, философия, культурология). Я стараюсь подыскать интересных докладчиков, специалистов в какой-либо области, которые совмещают в своей жизни научные изыскания и веру в Бога.

Идея проведения подобных встреч, разумеется, не нова. И в нашем городе есть несколько площадок, где реализуются близкие по духу проекты. Те встречи, в организации которых участвую я, существуют благодаря дружеской помощи и поддержке немецкой лютеранской церкви Петра и Павла.

- Какие перспективы на ваш взгляд у протестантских церквей в России на ближайшие 10 лет? Ждёте ли повышения интереса к вам со стороны общества или наоборот? Какие вызовы ждут христиан в обозримом будущем?

- Судя по вектору развития нашей страны, евангельские церкви вступают в тяжелый период. Антизападные настроения будут нарастать, а протестантизм традиционно ассоциируется с Западом. Поэтому, евангельские общины невольно подпадут под удар. Влияние РПЦ МП, не настроенной на серьезный диалог с инославными, также будет увеличиваться. Вообще, наша страна, к сожалению, переживает период ксенофобии и изоляционизма. На религиозном микроклимате это не может не сказываться самым худшим образом.

Еще одна заметная тенденция в современной духовной культуре России – стремление к крайней поляризации точек зрения. Разрыв между светским и религиозным мировоззрениями нарастает, растет и антагонизм.

Как быть протестантским церквям в сложившейся обстановке? Пожалуй, стоит вспомнить наказ, который Бог дал Своему народу через пророка Исаию:
«…научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли» (Ис.1:17-19).

Время массовых евангелизаций прошло, как и время, когда нам авансом было даровано внимание и расположение слушателей. Современный человек не перестал искать Бога, но он стал взыскателен в своём выборе «религиозных ответов».
О пользе моногамии

Служители и остальные

Библия — снаружи я или внутри?

Внутренняя радость

(Не)справедливость искупления

Бог - не следящая камера

Надо ли бояться смирения?

В поисках новой памяти. О романе Е. Водолазкина «Чагин»

Подлинный смысл Пасхи

Смерть, которая имела смысл

Во оставление грехов

Почему мы должны верить в еврейского Бога?

Зуб за зуб

Смирение и достоинство

О Дальнем Востоке, Евангелии и фазанах

Как я смогу радоваться в раю, если мои близкие окажутся в аду?

Мокрый храм

Является ли концепция прав человека христианской?

Добродетель незлобия

Почему мы не верим Грабовому и верим Апостолам?
  Следующие 20 >>