анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
О христианском подвиге

Сергей Худиев, Москва

В православной литературе часто встречается слово «подвиг». Особенно это относится к литературе, которую называют аскетической — в которой речь идет о жизни «подвижников», то есть монахов, которые полностью посвятили себя служению Богу.

Помню, как мне это казалось непонятным — сидят люди у себя в монастырях, ни с кем не воюют, пожаров не тушат, какие там могут быть подвиги? Действительно, в мирском смысле, подвиги совершаются на войне или во время каких-то катастроф, когда человек спасает чужие жизни, рискуя своей. Мы говорим о подвиге полицейского, который вступил в схватку с вооруженными бандитами, или пожарника, который вытащил людей из горящего здания. Почему мы полагаем, что эти люди достойны похвалы? Потому, что они решили поступить правильно, исполнить свой долг, несмотря на естественный для всякого человека страх боли и смерти. Перед тем, как победить злодеев (или огонь пожара) они победили свой страх, эгоизм, пассивность. Внутренних врагов, которые мешают человеку исполнять свой долг и быть таким, каким ему надлежит быть.

Но эти внутренние враги (в Православии говорят «страсти») это не только боязливость. Это лень, уныние, злопамятство, гордыня, сребролюбие и многое другое. Большинство из нас никогда не окажется перед необходимостью совершать подвиги, о которых потом сообщают в новостях — и слава Богу.

Но все мы призваны к ежедневному подвигу несения наших обязанностей. И как только мы решимся переменить нашу жизнь сообразно заповедям Божиим, мы наткнемся на свои страсти. Нам заповедано любить ближних, но нам гораздо легче их игнорировать. Нам заповедано терпение, а нам гораздо легче раздражаться. Даже против такой простой вещи, как ежедневная молитва, восстает уныние и лень. Поэтому христианская жизнь — если мы всерьез пытаемся ее вести — это подвиг. Причем подвиг постоянный — не один, хотя бы очень яркий, акт мужества, а постоянное, осуществляемое изо дня в день, усилие.

Мы не можем совершить такого подвига своими силами — это абсолютно исключено. Как только мы пытаемся, мы "проваливаемся". Но Бог всегда приходит нам на помощь и подает свою благодать — прежде всего, в молитвах и Таинствах Церкви.

Христианская жизнь — это путь подвига, через который Бог глубоко изменяет и нас самих, и мир вокруг нас. Чтобы приняться за него, нужно мужество и решимость. И, если у нас нет ни того, ни другого, мы можем попросить у Бога — и Он всегда придет к нам на помощь.
Преимущество быть виноватым

Любовь и суд

Примириться с Богом

За что меня судить?

Состояние несовместимое с жизнью

Вера в науку

Представления о рае

Опыт благодати и бремя доказательства

Единородный Сын и трудности языка

Почитайте себя мертвыми

Борьба со злом

Между Гераклитом и Моисеем

Господь неудачников

Более личное, чем первая любовь

Единородный Сын и трудности языка

Исказил ли Апостол Павел учение Иисуса?

О непонятности Христианства

«Глубокие фейки»: старые ловушки на новый лад

Может ли машина мыслить?

Сила притяжения
  Следующие 20 >>