анонсы статьи
новости
19.6.2024
Стали известны темы, обсуждавшиеся на встрече папы Франциска с президентом Байденом

13.6.2024
В Санкт-Петербурге проходит Всероссийская конференция служителей Российского союза евангельских христиан баптистов

10.6.2024
Прощание с Р.Л. Носач

8.6.2024
Саммит Глав Протестантских Церквей России

6.6.2024
Эффективность и справедливость: христианский взгляд на социально-экономическое развитие

3.6.2024
Баптисты Петербурга организовали семейный праздник

29.5.2024
Конференция в Общественной палате РФ

27.5.2024
Секреты Дома Евангелия. «Фонтанка» заглянула в церковь баптистов, которая 30 лет простояла заброшенной

25.5.2024
Ежегодное богослужение в память жертв политических репрессий

20.5.2024
В Ватикане изменили правила в отношении чудесных явлений
О христианском подвиге

Сергей Худиев, Москва

В православной литературе часто встречается слово «подвиг». Особенно это относится к литературе, которую называют аскетической — в которой речь идет о жизни «подвижников», то есть монахов, которые полностью посвятили себя служению Богу.

Помню, как мне это казалось непонятным — сидят люди у себя в монастырях, ни с кем не воюют, пожаров не тушат, какие там могут быть подвиги? Действительно, в мирском смысле, подвиги совершаются на войне или во время каких-то катастроф, когда человек спасает чужие жизни, рискуя своей. Мы говорим о подвиге полицейского, который вступил в схватку с вооруженными бандитами, или пожарника, который вытащил людей из горящего здания. Почему мы полагаем, что эти люди достойны похвалы? Потому, что они решили поступить правильно, исполнить свой долг, несмотря на естественный для всякого человека страх боли и смерти. Перед тем, как победить злодеев (или огонь пожара) они победили свой страх, эгоизм, пассивность. Внутренних врагов, которые мешают человеку исполнять свой долг и быть таким, каким ему надлежит быть.

Но эти внутренние враги (в Православии говорят «страсти») это не только боязливость. Это лень, уныние, злопамятство, гордыня, сребролюбие и многое другое. Большинство из нас никогда не окажется перед необходимостью совершать подвиги, о которых потом сообщают в новостях — и слава Богу.

Но все мы призваны к ежедневному подвигу несения наших обязанностей. И как только мы решимся переменить нашу жизнь сообразно заповедям Божиим, мы наткнемся на свои страсти. Нам заповедано любить ближних, но нам гораздо легче их игнорировать. Нам заповедано терпение, а нам гораздо легче раздражаться. Даже против такой простой вещи, как ежедневная молитва, восстает уныние и лень. Поэтому христианская жизнь — если мы всерьез пытаемся ее вести — это подвиг. Причем подвиг постоянный — не один, хотя бы очень яркий, акт мужества, а постоянное, осуществляемое изо дня в день, усилие.

Мы не можем совершить такого подвига своими силами — это абсолютно исключено. Как только мы пытаемся, мы "проваливаемся". Но Бог всегда приходит нам на помощь и подает свою благодать — прежде всего, в молитвах и Таинствах Церкви.

Христианская жизнь — это путь подвига, через который Бог глубоко изменяет и нас самих, и мир вокруг нас. Чтобы приняться за него, нужно мужество и решимость. И, если у нас нет ни того, ни другого, мы можем попросить у Бога — и Он всегда придет к нам на помощь.
О пользе моногамии

Служители и остальные

Библия — снаружи я или внутри?

Внутренняя радость

(Не)справедливость искупления

Бог - не следящая камера

Надо ли бояться смирения?

В поисках новой памяти. О романе Е. Водолазкина «Чагин»

Подлинный смысл Пасхи

Смерть, которая имела смысл

Во оставление грехов

Почему мы должны верить в еврейского Бога?

Зуб за зуб

Смирение и достоинство

О Дальнем Востоке, Евангелии и фазанах

Как я смогу радоваться в раю, если мои близкие окажутся в аду?

Мокрый храм

Является ли концепция прав человека христианской?

Добродетель незлобия

Почему мы не верим Грабовому и верим Апостолам?
  Следующие 20 >>