анонсы статьи
новости
31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера

21.8.2024
В РПЦ сочли новый закон о церкви на Украине актом «расправы»

14.8.2024
Издана брошюра, в которой изложена позиция Ватикана по вопросам эвтаназии и суицида

25.7.2024
В Великом Новгороде исследуется фундамент одного из древнейших русских храмов
О христианском подвиге

Сергей Худиев, Москва

В православной литературе часто встречается слово «подвиг». Особенно это относится к литературе, которую называют аскетической — в которой речь идет о жизни «подвижников», то есть монахов, которые полностью посвятили себя служению Богу.

Помню, как мне это казалось непонятным — сидят люди у себя в монастырях, ни с кем не воюют, пожаров не тушат, какие там могут быть подвиги? Действительно, в мирском смысле, подвиги совершаются на войне или во время каких-то катастроф, когда человек спасает чужие жизни, рискуя своей. Мы говорим о подвиге полицейского, который вступил в схватку с вооруженными бандитами, или пожарника, который вытащил людей из горящего здания. Почему мы полагаем, что эти люди достойны похвалы? Потому, что они решили поступить правильно, исполнить свой долг, несмотря на естественный для всякого человека страх боли и смерти. Перед тем, как победить злодеев (или огонь пожара) они победили свой страх, эгоизм, пассивность. Внутренних врагов, которые мешают человеку исполнять свой долг и быть таким, каким ему надлежит быть.

Но эти внутренние враги (в Православии говорят «страсти») это не только боязливость. Это лень, уныние, злопамятство, гордыня, сребролюбие и многое другое. Большинство из нас никогда не окажется перед необходимостью совершать подвиги, о которых потом сообщают в новостях — и слава Богу.

Но все мы призваны к ежедневному подвигу несения наших обязанностей. И как только мы решимся переменить нашу жизнь сообразно заповедям Божиим, мы наткнемся на свои страсти. Нам заповедано любить ближних, но нам гораздо легче их игнорировать. Нам заповедано терпение, а нам гораздо легче раздражаться. Даже против такой простой вещи, как ежедневная молитва, восстает уныние и лень. Поэтому христианская жизнь — если мы всерьез пытаемся ее вести — это подвиг. Причем подвиг постоянный — не один, хотя бы очень яркий, акт мужества, а постоянное, осуществляемое изо дня в день, усилие.

Мы не можем совершить такого подвига своими силами — это абсолютно исключено. Как только мы пытаемся, мы "проваливаемся". Но Бог всегда приходит нам на помощь и подает свою благодать — прежде всего, в молитвах и Таинствах Церкви.

Христианская жизнь — это путь подвига, через который Бог глубоко изменяет и нас самих, и мир вокруг нас. Чтобы приняться за него, нужно мужество и решимость. И, если у нас нет ни того, ни другого, мы можем попросить у Бога — и Он всегда придет к нам на помощь.
Что не так с «научными объяснениями религии»?

Можно ли просто не выбирать?

Молиться или трудиться?

Неспешный разговор у креста. О романе Ференца Шанты «Пятая печать»

Несекретное бессмертие

Покаяние — перемена пути

Неизбежность свободной воли

Об отказе рассматривать данные

О богословии и культуре

Ошибка ложного сходства

Аргумент от умолчания и сверхъестественное Рождение Иисуса

О чем с нами говорит Данте сегодня? (окончание)

«Божественная комедия» Данте. От рвов Ада до земного Рая

Зачем читать сегодня «Божественную комедию» Данте?

Туринская Плащаница — все таки, времена Иисуса

Несколько добрых слов. О повести Ричарда Форда

Мы увидим Его славу

Где же инопланетяне?

На пенсии покаюсь?

Невероятность Воскресения
  Следующие 20 >>