анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
Конец "константиновской эпохи"

Сергей Худиев, Москва

Первые три века своего существования Церковь Христова жила в полуподполье, периодически подвергаясь гонениям - то со стороны толп, которые приписывали христианам всякие фантастические преступления, то со стороны императоров, которые считали, что христианство разлагает Рим изнутри. Но число христиан (и их влияние) росло. Наконец император Константин сначала положил конец гонениям, затем признал христианство в качестве государственной религии.

Это положило начало эпохе, которую историки называют "константиновой" - эпохе, когда европейские государи и их подданные были (или, по крайней мере, считались) христианами. Церковь присутствовала в обществе как его важнейший институт, во многом определяя его представления о правильном и неправильном, о месте человека в мире, его правах и обязанностях.

Конечно, это не было эпохой всеобщей святости - напротив, после того, как императоры стали христианами, Церковь наполнилась людьми, искавшими не горнего, а земного. Принадлежность к Церкви была необходимым знаком принадлежности к обществу. Реакцией на неизбежное падение духовной температуры явилось монашество - люди, удрученные состоянием мира (и Церкви) удалялись в пустыни, чтобы проводить жизнь в строгом благочестии и служении Богу.

Однако Евангелие глубоко пропитано ткань европейской культуры, породило множество святых, оказало глубокое влияние на нравы, обычаи и представления о мире так, что даже критически настроенные к Церкви движения - могли расти только на почве, сформированной Библией. В ряде европейских стран существовали государственные или официальные Церкви - в Британии, Германии, Скандинавии, Греции. В самой могущественной стране западного мира (а теперь - и мира вообще) США, вводить государственную Церковь было запрещено конституцией, но страна долгое время оставалась "константиновской" в том смысле, что христианство воспринималось, как несомненная основа цивилизации, и избиратели ожидали от любого политика, что он будет прихожанином какой-то церкви. Принадлежность к христианству ни от кого не требовалась официально, но давала несомненные преимущества в общественной жизни.

Теперь, с решением Верховного Суда США, эту эпоху - и в США, и в западном мире вообще - можно считать завершённой. Быть христианином, всерьёз относящимся к слову Божию, опять становится социально невыгодно. Из (формально или фактически) государственной религии христианство становится религией, имеющей некоторые серьёзные трения с обществом и государством.

Наверное с точки зрения "культурных войн" это плохо. Это явное поражение в борьбе за влияние на культуру. Но Бог ищет спасения не культуры, а человеческих душ. Именно они предназначены для вечности. Возможно, перестав быть религией социальной респектабельности, христианство откроется другой своей стороной - как Благая Весть о вечном спасении, ради которого стоит оставить весь мир.
Преимущество быть виноватым

Любовь и суд

Примириться с Богом

За что меня судить?

Состояние несовместимое с жизнью

Вера в науку

Представления о рае

Опыт благодати и бремя доказательства

Единородный Сын и трудности языка

Почитайте себя мертвыми

Борьба со злом

Между Гераклитом и Моисеем

Господь неудачников

Более личное, чем первая любовь

Единородный Сын и трудности языка

Исказил ли Апостол Павел учение Иисуса?

О непонятности Христианства

«Глубокие фейки»: старые ловушки на новый лад

Может ли машина мыслить?

Сила притяжения
  Следующие 20 >>