анонсы статьи
новости
15.4.2024
В Исаакиевском соборе представили резную икону Божией Матери для незрячих

12.4.2024
Научная конференция в Санкт-Петербургском христианском университете

10.4.2024
СПбГУ запустил бакалавриат по «христианской теологии» с бюджетными местами

9.4.2024
Ситуация в Республике Гаити, охваченной бунтами, быстро ухудшается, начинаются погромы церквей

4.4.2024
Церковь в индийском штате Керала требует от властей защиты от слонов и тигров

2.4.2024
Началась регистрация на Всероссийскую конференцию служителей РС ЕХБ в июне 2024-го года

28.3.2024
Британские христиане оправданы после ареста за проповеди о гомосексуализме

26.3.2024
День открытых дверей в СПХУ

26.3.2024
Научная конференция «Актуальные вопросы евангелического (протестантского) вероисповедания»

14.3.2024
В Ливане состоялось освящение храма для русской православной общины
Дар несогласных

Сергей Худиев, Москва

Писание говорит, что дьявол может принимать вид ангела света. Не исключено, что в этот момент он еще и верит, что он — ангел света. По крайне мере, дурные люди, которых нам со стороны легко признать дурными так верят. Все их действия, которые со стороны выглядят чудовищными — им самим кажутся совершенно оправданными. Они находятся внутри мощного «зеркала троллей», в котором все выглядит по-другому.

Мы смотрим со стороны и дивимся их безумию. Их, напротив, изумляет, как мы не можем видеть их очевидной правоты. Как это происходит?

Есть такое слово «нарратив», буквально — «история» или «повествование». Это изложение взаимосвязанных событий, представленных читателю или слушателю в виде последовательности слов или образов. Нарратив занимается подбором и интерпретацией фактов, он создает картину реальности, которая должна прояснять и оправдывать, воодушевлять и ободрять, сплачивать и объединять. Он носит не столько описательный, сколько эмоциональный характер.

Например, у коммунистов или национал-социалистов были свои нарративы — свои повествования о том, что происходило и что происходит, как понимать события истории и что делать. Собственно, свой нарратив выстраивает любое политическое движение.

Нарратив обычно включает факты, которые являются истинными, но это не означает его истинности в целом. Факты - это как кирпичики лего, из которых конкретный нарратив половину выбрасывает, из другой строит то, что ему нужно. Человек создает себе (или, чаще, принимает готовый) нарратив, в котором он пламенно уверен, потому что факты под него действительно есть, начиная страстно ненавидеть тех, у кого другие нарративы, под которые есть другие факты. При этом человек воспринимает свой нарратив (идет ли речь о склоке на коммунальной кухне или вооруженном конфликте) как Правду с большой буквы и готов поубивать всех, у кого нарратив другой, как врагов Правды и пособников лжи.

Причем чем больше человек побил посуды, руководствуясь своим нарративом, тем труднее ему признать его неабсолютность. Ведь его оправдание держится на том, что он Ангел Света, борющийся с Силами Тьмы. А ему говорят - мол, все очень запутано, для Сил Тьмы характерно не только притворяться Ангелами Света, но и искренне считать себя таковыми. Это что же выходит - думает человек, стоя среди черепков - я это напрасно? Нет, нет, не может быть, я за Правду!

Все мы к склонны к подобному мышлению. Как же этого избежать? Прежде всего, признать, что наш взгляд на происходящее — не абсолютная истина, которую обязаны разделять все честные люди планеты, а именно наш взгляд. Другие люди могут по другому оценивать те же факты и с другой стороны смотреть на те же события. Это не делает их врагами и негодяями, с которыми надо биться насмерть. Это делает их ценнейшим даром от Бога — теми друзьями, которые помогают нам увидеть ситуацию с другой стороны.

Это еще не значит, что они — правы. Скорее всего нет, потому что мы все неправы. Но они могут избавить нас от превращения в тех самых «ангелов света», которые со стороны больше похожи на бесов. Люди, которые с вами категорически не согласны, которые Вас раздражают — это спасательные канаты, которые Бог бросает, чтобы вы за них ухватились.
О Дальнем Востоке, Евангелии и фазанах

Как я смогу радоваться в раю, если мои близкие окажутся в аду?

Мокрый храм

Является ли концепция прав человека христианской?

Добродетель незлобия

Почему мы не верим Грабовому и верим Апостолам?

Гедонисты, гностики и христиане — три разных взгляда на сексуальность

Бах остается Бахом

От необитаемого острова до космоса. Лучшие и необычные романы о миссионерстве

Евангелие остаётся истинным

Архитектура чуда. О романе Нади Алексеевой «Полунощница»

Почему христиане не полагаются на чудесную доставку?

О знамениях с неба

Почему Бог не сделает как я хочу?

Божий мир выглядит по-другому

Иллюзия справедливого мира

О разнице между загадкой и тайной

Еще раз о евангельских «противоречиях»

Необъективность неверия

«Какой из Рождественских праздников, которые были в вашей жизни запомнился вам больше всего?» С Таким вопросом мы обратились к нашим слушателям и читателям. Некоторые ответы публикуем.
  Следующие 20 >>