анонсы статьи
новости
15.4.2024
В Исаакиевском соборе представили резную икону Божией Матери для незрячих

12.4.2024
Научная конференция в Санкт-Петербургском христианском университете

10.4.2024
СПбГУ запустил бакалавриат по «христианской теологии» с бюджетными местами

9.4.2024
Ситуация в Республике Гаити, охваченной бунтами, быстро ухудшается, начинаются погромы церквей

4.4.2024
Церковь в индийском штате Керала требует от властей защиты от слонов и тигров

2.4.2024
Началась регистрация на Всероссийскую конференцию служителей РС ЕХБ в июне 2024-го года

28.3.2024
Британские христиане оправданы после ареста за проповеди о гомосексуализме

26.3.2024
День открытых дверей в СПХУ

26.3.2024
Научная конференция «Актуальные вопросы евангелического (протестантского) вероисповедания»

14.3.2024
В Ливане состоялось освящение храма для русской православной общины
Об отступничестве

Михаил Неволин, Санкт-Петербург

Недавно в Санкт-Петербургском христианском университете проходила конференция "Отступничество от веры". К сожалению, по ряду личных обстоятельств не смог поучаствовать. И всё же, пусть и с опозданием решил высказать несколько своих наблюдений, связанных с этой темой, но уже не в форме научного доклада, а в более вольном изложении.

Прежде всего, необходимо определить, что такое отступничество (апостасия)? Приведу одно из определений (из Православной энциклопедии), которое, на мой взгляд, очень ясно определяет это понятие. Под отступничеством там понимается утрата христианином веры, отрицание религиозных догматов, связанное с отпадением от Церкви и иногда сопровождаемое переходом в другое вероисповедание или к атеистическим воззрениям.

Я начал с этого, так как термин отступничество иногда используется не совсем корректно. Кто-то, например, может называть отступником христианина, перешедшего из одной христианской деноминации (скажем лютеранство) в другую (к примеру католицизм) и т.д. Кто-то и вовсе использует этот термин, когда речь идёт о человеке, который, оставаясь в церкви, не желает откликнуться на призыв церковного руководства активней участвовать в жизни общины и присоединиться, например, к служению в церковном хоре. Именно поэтому я сразу предпочёл пояснить о чём будет идти речь. С самого начала истории Церкви термин апостасия применялся только в отношении крещённых. Для того, чтобы отступить (то есть стать отступником) изначально надо было приступить, то есть войти в церковь. Отступничество это сознательное, декларируемое самим человеком решение, о полном отрицании самых основных утверждений христианства. Это тоже важно сразу пояснить, так как иногда отступничество путают с ересью, когда имеет место не полное отрицание, а искажение в понимании догматов церкви.

Кроме того, сразу оговорюсь, что не буду касаться здесь сложных вопросов, касающихся соотношения человеческой воли и воли Бога в вопросе спасения, так как тема эта слишком обширная и требует отдельного внимания.

Любая классификация в подобных вопросах - вещь достаточно условная, но я бы выделил пять основных причин, которые приводят человека к принятию решения полностью отказаться от своих религиозных убеждений.

1. Малодушие. Сразу оговорюсь, что привожу эту причину первой не потому, что она самая распространённая или наиболее важная. Порядок здесь произвольный и эти причины можно было бы расположить иначе.

Христианин может сознательно декларировать отказ от своей веры перед лицом опасности. Степень опасности может быть разной - угроза жизни, здоровью, карьере, безопасности близких и т.д. Причём степень осознанности принимаемого решения может быть разной. Иногда это действительно сознательное решение, вызванное тяжёлыми внешними обстоятельствами и угрозами, а иногда - скорее необдуманный поступок, минутная слабость. Разницу увидеть бывает не так уж легко. Например, насколько осознанным было решение Петра, который, как мы знаем, трижды заявлял о том, что не имеет ничего общего с Иисусом?

В истории церкви было немало периодов, когда само по себе признание того, что ты являешься христианином могло не просто означать дополнительные сложности в карьерном росте, в поиске работы и т.д., но и это было просто опасно для жизни. В такие периоды кто-то продолжал исповедовать открыто свою веру, а кто-то, поставленный перед необходимостью отвечать на конкретные вопросы о своих убеждениях, отрекался от неё. Как относиться к отступникам, вынужденными пойти на этот шаг под угрозой смерти - вопрос непростой. Мы знаем, что всегда высказывались различные точки зрения. Так, например, отношение к отступникам, отрекшимся от своей веры во время гонений при Деции (III век), у епископов Киприана и Новациана было очень разным, если не сказать противоположным.

К сожалению, гонения на христиан продолжаются и по сей день. В некоторых местах нашей планеты люди по-прежнему могут лишиться жизни, отрыто подтвердив свою веру. Не думаю, что мы вправе судить кого бы то ни было, кто не становится исповедником в таких обстоятельствах. Мы сами можем выбрать путь мученичества и это будет, безусловно, правильный шаг, но едва ли мы можем требовать от других становиться героями веры.

2. Крушение надежд. Многие люди приходят к вере под давлением тяжёлых личных обстоятельств (проблемы со здоровьем, болезнь близких, серьёзный кризис на работе, трудное финансовое положение и т.д.). В таких обстоятельствах нередко, приходя в Церковь, человек, прежде всего, ожидает кардинальных изменений в своей жизни или в жизни близких. Иногда они действительно происходят, и христианин получает ответ на свои молитвы. Однако, так бывает далеко не всегда и ожидания оказываются напрасными. Серьёзные проблемы со здоровьем остаются, исцеление близкого человека от физического недуга не происходит, проблемы не уходят, а иногда ещё и умножаются. После этого у части пришедших в церковь наступает полнейшее разочарование и в ней, и в Боге и они заявляют о своём отречении от веры.

3. "С небес - на землю". Третья причина отличается от предыдущей, тем, что здесь речь идёт не столько о тяжёлых обстоятельствах в жизни, сколько о разочаровании в людях. Приходя в церковь, некоторые уверовавшие, пребывают в эйфории. Причём это не столько восхищение величием Бога, сколько очарование людьми, которые находятся в лоне церкви. Они воспринимаются, как удивительно добрые и светлые создания. Это подлинные братья и сёстры, которые всегда готовы выслушать и помочь. Им чужды злоба, жадность, зависть, корысть, нечестность и другие пороки. Церковь воспринимается, как Собрание Святых, но не в библейском понимании, а, скорее, как сообщество идеальных праведников. Эйфория проходит, как правило, быстро - с нами, верующими, в ней долго пребывать не получится ни у кого. К сожалению, надо признать, что нередко именно христиане отталкивают людей от Церкви.

4. Неудовлетворённые личные амбиции. Нередко человек, приходя в церковь, рассматривает её в большей степени, как возможность реализовать себя. В целом, в этом нет ничего плохого. Однако иногда это уже не столько самореализация, сколько удовлетворение личных амбиций, стремление быть первым, непременно быть на первых ролях и т.д. Религия воспринимается, как новая возможность что-то доказать себе или другим. Зачастую, если надежда оказаться на первых ролях, быть заметным, почитаемым и т.д. не воплощается, то интерес к церкви угасает. "Меня не поняли, не оценили мой духовный, культурный, интеллектуальный уровень. Ладно, эти люди вокруг не видят, но почему Бог не открыл им глаза!"

5. Осознанная переоценка ценностей. Люди не только уходят из церкви по-разному, но и приходят туда тоже разными путями. Для кого-то это осознанный шаг, для кого-то, скорее, дань семейной традиции - продолжения пути отцов и дедов. Кто-то приходит в церковь поддавшись эмоциям, за компанию с другом или подругой, а кто-то - просто из любопытства.

Приведу пример. Все мы помним массовые евангелизации начала 90-х. После десятилетий полного запрета на всё, что связано с религией, интерес в обществе был огромным. Церкви всех деноминаций наполнялись новообращёнными. Это было подобно большой морской волне, неожиданно набежавшей на берег. Однако, в природе обычно после этого происходит отступление воды и суша возвращает своё. Подобный "откат" произошёл и после нахлынувшей тогда волны. Спустя некоторое время, многие обратившиеся осознали, что, взвесив все за и против они всё-таки не готовы верить в существование Бога.

Другим примером подобной сознательной переоценки ценностей может быть уход от веры человека, воспитанного в религиозной семье. Став действительно самостоятельным и независимым, он (или она) приходит к выводу, что его вера - это, скорее, выбор родителей, близких, друзей, но никак не его. Сам такой человек приходит к убеждению, что всё-таки не является христианином и заявляет об этом.

О реакции уходящего.
Можно сказать, что отказавшийся от своей веры человек оказывается в непростом положении. Если, обретя веру (вне зависимости от конфессии), люди, как правило, испытывают некий душевный подъём, получают ответы на мучавшие их вопросы (в том числе очень глубокие, например, о смысле существования), то отказ от веры вызывает иные чувства и эмоции. Воцерковление человека часто сопровождается эйфорией, ожиданиями грандиозных перемен в жизни (часто неоправданных), воодушевлением. В то же время уход человека от веры, сопровождается скорее разочарованием и депрессией и едва ли речь может идти об обретении покоя. Особенно, если человек исповедовал свою веру много лет (а то и бОльшую часть жизни).

Возможно частично поэтому многие из тех, кто решил порвать со своим религиозным прошлым, становятся очень активными "атеистами-неофитами", словно доказывающими не столько другим, сколько себе - "всё правильно сделал". Кстати, это относится не только к разочаровавшимся в религии, но и, например, в каких-нибудь важных жизненных идеалах, ценностях. Человек "пришедший" и "ушедший" - это две очень разные позиции.

В советское время было особое направление в атеистической работе - издание свидетельств людей, которые приняли решение "вырваться из паутины религиозников". Мне довелось прочитать довольно много книжек в стиле "Как я распрощался с саном священника", "Как я порвал с сектой", "Мой путь из мрака к свету" и т.д. Все они были построены по определённому шаблону - раньше я был тёмен, отстал и не понимал, что такое счастье, а теперь я счастлив и влился в славную семью строителей светлого будущего. (Кстати, справедливости ради, надо признать, что и многие свидетельства людей, пришедших к вере, которые издавались уже постперестроечное время - не менее шаблонны).

Тем не менее, я бы хотел упомянуть одну книгу, которая, на мой взгляд, выбивается из общего ряда и заслуживает внимания. Я имею в виду книгу Уильяма Лобделла "Теряя веру". Во-первых, она неплохо написана. Автор - профессиональный журналист, что выгодно отличает её от многих подобных свидетельств, о которых я уже упоминал. Во-вторых, этот рассказ человека, разочаровавшегося в церкви, христианах и Боге - очень искренен. Вот, например, достаточно характерный отрывок из этой книги: "Меня всё сильнее смущало, что христианские организации - те, которыми якобы руководит сам Бог, - часто оказываются испорченнее своих светских "собратьев". Если церкви и в правду исполнены и направляемы Святым Духом, не должны ли они быть чище, нравственнее правительств и корпораций?" Разумеется, со многим в книге я бы мог поспорить, с некоторыми выводами автора совершенно не согласен, но в определённой степени автора можно понять.

Об ответной реакции.
Про отношение к тем, кто отступил от веры в виду серьёзной опасности я уже писал. В других случаях реакция церкви бывает очень разной. Случается, что "отряд" просто предпочитает не замечать "потери бойца". Иногда вдруг начинает припоминаться, что он (или она) всегда были какими-то не такими и вообще, если ушёл, то никогда по-настоящему и не был "нашим". Иногда даже приходилось сталкиваться с поспешным отлучением от церкви "задним числом". То есть человек как бы не сам ушёл из церкви, а его отлучили чуть раньше, чем он заявил о своём выходе. Для чего это делается - понять сложно. Возможно, чтобы на всякий случай обезопасить себя.

Я уже отмечал, что человек, отрекающийся от своих религиозных убеждений, иногда начинает всячески злословить тех, с кем был рядом ещё совсем недавно. Ему хочется "открыть глаза" всем на то, что происходит на самом деле у этих "церковников". Увы, нередко можно встретить аналогичную реакцию и со стороны церкви в отношении уходящего.

На мой взгляд реакция церкви на поступок человека, отрекающегося от своей веры, должна быть иной - это, прежде всего, боль и огорчение. Боль оттого, что каждый человек не просто ценен сам по себе, но и украшает (или может украсить) церковь. Конечно, Церковь бесконечно богата, хранима Богом и переживёт всё, но с уходом даже одного члена она всё-таки становится немножечко беднее.

Огорчение связано и с тем, что отречение в определённой степени - это утрата понимания смысла своего существования и, как правило, сопровождается серьёзными переживаниями и душевным кризисом. Даже, если человек, отказавшийся от своей веры никак не проявляет этого и всячески демонстрирует нахлынувшую радость - на самом деле ему тяжело, а церковь призвана сопереживать тем, кому трудно. Причём это сопереживание не обязательно демонстрировать и даже высказывать, если это вызывает неприятие у ушедшего.

Кроме того, когда люди говорят о том, почему их опыт пребывания в церкви вылился в полное разочарование и в христианах, и в Боге - их стоит выслушать. Совсем необязательно соглашаться со всеми выдвигаемыми обвинениями. Разумеется, надо "делать поправку" и на фактор обиды, которая, возможно, есть у человека. Однако даже, если в своей критике христианства и особенно церкви отступник прав хотя бы на один процент - это поможет лишний раз взглянуть на себя и, возможно, что-то в церковной жизни изменить в лучшую сторону.
О Дальнем Востоке, Евангелии и фазанах

Как я смогу радоваться в раю, если мои близкие окажутся в аду?

Мокрый храм

Является ли концепция прав человека христианской?

Добродетель незлобия

Почему мы не верим Грабовому и верим Апостолам?

Гедонисты, гностики и христиане — три разных взгляда на сексуальность

Бах остается Бахом

От необитаемого острова до космоса. Лучшие и необычные романы о миссионерстве

Евангелие остаётся истинным

Архитектура чуда. О романе Нади Алексеевой «Полунощница»

Почему христиане не полагаются на чудесную доставку?

О знамениях с неба

Почему Бог не сделает как я хочу?

Божий мир выглядит по-другому

Иллюзия справедливого мира

О разнице между загадкой и тайной

Еще раз о евангельских «противоречиях»

Необъективность неверия

«Какой из Рождественских праздников, которые были в вашей жизни запомнился вам больше всего?» С Таким вопросом мы обратились к нашим слушателям и читателям. Некоторые ответы публикуем.
  Следующие 20 >>