На лекциях по апологетике я постоянно обращаюсь к нравственному аргументу - существует объективный нравственный закон, который указывает на Законодателя. Мы сами постоянно обращаемся к этому закону, когда порицаем или хвалим других людей. Мы (по умолчанию) исходим из того, что все люди должны вести себя определенным образом - и они виновны, если так себя не ведут.
Апостол Павел обращает внимание на то, что всякий раз, судя других, мы осуждаем себя самих - ведь порицая других мы тем самым обращаемся к какому-то всеобщему моральному закону, который они должны соблюдать - и не соблюдают. Но тем самым мы признаем реальность закона и нашу подсудность ему. Если другие подсудны, то и мы не исключение?
Это означает что можно сделать некоторые важные выводы, особенно для ситуации острого конфликта. Раз закон объективен, ложь и ненависть "наших" лжецов и ненавистников идет ровно в ту же цену, что ложь и ненависть "их" лжецов и ненавистников. Закон предполагает, что не следует делать того, что считаешь преступлением, когда это делают другие. То есть если ты считаешь зомбированными (в лучшем случае) тех, кто горячо поддерживает военные действия, в результате которых гибнут невинные гражданские лица, то и сам не поддерживай военные действия, в результате которых гибнут невинные гражданские лица. Если ты считаешь отвратительным лицемерием, когда пропаганда демонстративно скорбит и негодует о невинных жертвах, которые можно "повесить" на противника, но полностью игнорирует жертвы, которые употребить в этом качестве нельзя - сам постарайся этого не делать. Если считаешь злодеями пропагандистов, которые агитируют других идти и убивать - сам не агитируй никого идти и убивать. Это нелегко, потому что автоматически из нас выскакивает совсем другая реакция, племенная лояльность. Когда члены нашего племени убивают - это, в худшем случае, трагическая необходимость, когда убивают люди из "их племени" - гнусное злодеяние. И вообще все происходящее интересно только в качестве материала для демонстрации преданности своему племени и ненависти к его врагам. Чтобы действовать не автоматически, а согласно разуму и совести, нужны сознательные усилия. Но если уж верить в Закон и Законодателя - их надо прилагать.