анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
Мы в орков не играем

Сергей Худиев, Москва

На одной из высоток комплекса «Москва-Сити» собирались установить десятиметровое «Око Саурона», известное широкой публике по фильму «Властелин Колец». Это была рекламная акция перед премьерой третьего фильма киносаги «Хоббит». Однако в последний момент организаторы проекта отказались от этой идеи из-за резкой критики общественности и церкви. Как прокомментировал эти события руководитель направления социальных медиа на RT Айвор Кротти: «Плохой рекламы не бывает. Теперь все знают, что этот фильм выходит в прокат».

Многие комментаторы в сети недоумевают — в чем проблема-то? Кажется, совсем неплохая идея — темно-оранжевое «Око Саурона» над Москвой - это ярко, оригинально, прикольно. Ясно же, что арт-группа «Свечение», которая пыталась все это организовать, не имела никаких темных демонических планов и не пыталась никого оскорбить.

Действительно не хотела. Но часто есть разница между тем посланием, которое мы отправляем, и тем посланием, которое люди прочтут. Роман Джона Толкина — один из самых популярных и читаемых текстов в мире — и заслуженно. Как и многие другие великие тексты, его читают на разных уровнях и видят в нем разные смыслы. Для многих читателей — это просто ролевая игра с деревянными мечами, главным образом для подростков. Для кого-то — лингвистическая игра, в которой автор конструирует новые языки и культуры, а читатель, который сам сведущ в языках, получает то интеллектуальное удовольствие, которое один ученый муж получает от понимания другого. Но есть и более глубокий уровень, о котором говорит сам Толкин. Это роман о борьбе добра и зла, красоты и уродства, о долге, о вере и надежде, о выборе, который совершает человек перед лицом испытания.

У Толкина Саурон со своим Оком — это не просто яркая картинка, это символ того зла, которое ищет разрушить и поработить человеческую душу. Толкин был ревностным католиком (что в Англии его времени было не очень легко) и относился к реальности духовного зла очень серьезно. Саурон в его мире есть образ сатаны.

Установка «Ока Саурона» - это, конечно, не призывание сатаны, но это игнорирование того духовного и этического послания, которое заложено в книгах Толкина. Это обращение с миром Толкина так, как если бы этого послания в них не было, прочтение его исключительно на уровне ролевой игры.

Но есть и еще один уровень, на котором Толкина читают — как политическую сатиру. Толкин политической сатиры не писал и всегда решительно отвергал попытки истолковать его книги как аллегорию на текущие политические события. Саурон — это не Гитлер, и не Сталин, орки — не немцы и не русские. Орками Толкин мог в сердцах обозвать и своих сограждан-англичан, которые спилили полюбившееся ему дерево.

Но желающих идентифицировать себя с «эльфами», а своих политических оппонентов с «орками» всегда было предостаточно, а в напряженные, конфликтные времена — особенно. Да, конечно будет сумасшествием делать какие-то глубокие выводы из чисто рекламной акции, но они обязательно будут сделаны потому, что сумасшествия в воздухе предостаточно. Как люди интерпретируют такое послание, как «Око Саурона» на самой высокой точке Москвы?

Возможно, «свечению» стоило бы избрать другой символ, связанный с миром Толкина — например, древа Валар. А Око Саурона — не самая лучшая идея.
О «психологических» объяснениях веры в Бога

Люди равны, а религии нет

Два подхода к религии

Ключи от рая

Галилей, Докинз и происхождение разума

Неизбежность соблазнов

«Конфликт науки и религии» — как настолько ложный тезис может быть так популярен?

О невозможности потерять веру

Самая непопулярная заповедь

Материализм и вера без доказательств

О заповеди «не лжесвидетельствуй»

Вознесение Господне

Важнее всего мира

От идолов к Богу живому

У нас есть, кому повиноваться

Мы куплены

Христианская догматика и Нагорная проповедь

Конец света – ужас или надежда?

К Богу живому от идолов

Не в наших руках
  Следующие 20 >>