анонсы статьи
новости
28.3.2024
Британские христиане оправданы после ареста за проповеди о гомосексуализме

26.3.2024
День открытых дверей в СПХУ

26.3.2024
Научная конференция «Актуальные вопросы евангелического (протестантского) вероисповедания»

14.3.2024
В Ливане состоялось освящение храма для русской православной общины

7.3.2024
В Якутске записывается аудиоверсия книги Бытия

1.3.2024
Новый ректор в СПбХУ

9.2.2024
Юридический семинар прошёл в Санкт-Петербургском христианском университете

30.1.2024
В Нигерии исламистские фанатики вновь убили более 30 христиан и вынудили к бегству жителей нескольких сел и городков

15.1.2024
В Нью-Йорке не стихают страсти после обнаружения нелегального подземного хода в старинной синагоге

27.12.2023
Ежегодная Неделя молитвы
Природа, которую мы потеряли?

Михаил Неволин, Санкт-Петербург

Восточная Финляндия
Восточная Финляндия
«Господня – земля и что наполняет её» (Пс. 23:1)

Есть разные виды туризма. Куда-то едут, чтобы насладиться экзотикой, где-то на первый план выходит желание прикоснуться к истории. Есть места, привлекающие людей, прежде всего, прекрасными пляжами, а есть - дешёвыми ценами на те или иные товары. Если говорить о том, что привлекает российских туристов в соседней Финляндии, то тут, конечно, сочетается много факторов - близость к границе, хороший шопинг, отличные дороги (что немаловажно, для тех, кто едет на автомобиле). Однако в Финляндии есть ещё один важнейший "туристический объект" - это природа страны. Зимние леса, покрытые белоснежным снегом, многочисленные озёра с прозрачной и удивительно чистой водой, дюны и многое другое.

В подобном "экологическом туризме" в направлении ближайшего соседа есть то, что должно нас настораживать. Ведь фактически всё, что есть в Финляндии (в плане флоры, фауны, ландшафта) - есть и в России. Ну или по крайней мере было.

В прилегающей к финской границе Ленинградской области всё вроде бы то же самое. Но, увы, не совсем. И сравнение, к сожалению, не в пользу России. За последние несколько десятилетий мы, россияне, преуспели в уничтожении своей природы. Вроде бы и озёра те же, что у соседа, и леса, и поля похожие, но разницу замечаешь почти сразу. К сожалению, мы не сумели сохранить то, что имели. В последнее время хоть и предпринимаются попытки как-то очистить наши леса и озёра, но пока это не очень получается. Интересно, что отношение финнов к своей природе влияет и на россиян. Понимая, как "могло бы быть", многие россияне, после возвращения на родину уже совершенно иначе начинают относиться к окружающей среде.

Тот факт, что финская природа очень напоминает многие места России особенно привлекает туристов уже немолодого возраста. Причина в том, что приезжая в Финляндию, они как бы окунаются в прошлое и с ностальгией вспоминают то время, когда в речке, протекающей рядом с домом - неплохо ловилась рыба, когда в лесу на глаза чаще попадались грибы, а не пустые банки, бутылки и прочий мусор. Когда можно было спокойно прогуляться вдоль озера, наслаждаясь красивыми видами и при этом не надо было то и дело натыкаться на разные незаконно установленные заборы и ограждения.

В произведении Владимира Набокова "Защита Лужина" есть любопытный отрывок: "...И затем, в Финляндии, оставшейся у нее в душе, как что-то более русское, чем сама Россия оттого, может быть, что деревянная дача и елки, и белая лодка на черном от хвойных отражений озере особенно замечались, как русское, особенно ценились, как что-то запретное по ту сторону Белоострова, - в этой, еще дачной, еще петербургской Финляндии".

Иногда для того, чтобы отдохнуть, очень хочется экзотики, чего-нибудь совсем необычного, непривычного, непохожего на то, что окружает каждый день. Тогда жители Петербурга (у кого, разумеется есть такая возможность) отправляются в южные страны, на экзотические курорты Дальнего Востока, античные города Средиземноморья и т.д. А порой хочется вернутся к тому, что мы помним с детства. К тихим вечерам у озера где-нибудь на даче в Ленинградской области, погулять по лесу, не обезображенному нелепыми огромными домами, обнесёнными глухими высокими, словно крепостные стены заборами. Побродить по улицам, небольшого посёлка, где можно насладиться не громкой музыкой, а пением птиц.

То о чём я пишу признавать крайне неприятно, но это, к сожалению так. Многим из нас для того, чтобы ощутить атмосферу своего детства и юности проще всего бывает поехать в соседнюю Финляндию, где не смотря на технический прогресс, природа осталась так похожей на ту, которую мы помним из своего детства. Возможно, что скоро для того, чтобы снять кино, где события разворачиваются на фоне красивой типичной русской северной природы -проще всего будет оправиться для выбора натуры в соседнюю Финляндию.

Природа севера не только очень красива, но и очень уязвима. Мы много говорим о об ответственности каждого из нас за будущее страны, о патриотизме, о том, что надо больше прислушиваться к голосу церкви. Но готовы ли мы его слышать? В Основах социальной концепции РПЦ есть такие слова:
«Православие не рассматривает окружающую нас природу обособленно, как замкнутую структуру. Растительный, животный и человеческий миры взаимосвязаны. C христианской точки зрения природа есть не вместилище ресурсов, предназначенных для эгоистического и безответственного потребления, но дом, где человек является не хозяином, а домоправителем, а также храм, где он — священник, служащий, впрочем, не природе, а единому Творцу».

Приведу также цитату известного христианского автора Корнелия Плантинга-младшего:
«В Царстве Божьем, о котором возвещал Иисус, владычество никогда не означает «управлять сверху»; скорее речь идёт о том, чтобы «управлять снизу», путём заботы и поддержки. В Царстве Божьем владычествовать означает заботится о благополучии других. Владычествовать означает действовать как посредник творения. Это значит, что человек, являющийся управителем Божьего творения, никогда не станет мародёрствовать; наоборот, он предоставит творению возможность быть самим собой. Он будет уважать творение, заботится о нём, угождать ему. Его цель – жить в естественной взаимосвязи с творением. Человек, добросовестно занимающийся животноводством, лесным хозяйством и охраной водных ресурсов, проявляет уважение к Богу, уважая то, что Бог сотворил».

Увы, пока хотя бы на примере сравнения с соседней Финляндией не очень заметно, что мы хорошие домоправители и проявляем должное уважение к природе, а значит и к Тому, кто её нам доверил.
Почему мы не верим Грабовому и верим Апостолам?

Гедонисты, гностики и христиане — три разных взгляда на сексуальность

Бах остается Бахом

От необитаемого острова до космоса. Лучшие и необычные романы о миссионерстве

Евангелие остаётся истинным

Архитектура чуда. О романе Нади Алексеевой «Полунощница»

Почему христиане не полагаются на чудесную доставку?

О знамениях с неба

Почему Бог не сделает как я хочу?

Божий мир выглядит по-другому

Иллюзия справедливого мира

О разнице между загадкой и тайной

Еще раз о евангельских «противоречиях»

Необъективность неверия

«Какой из Рождественских праздников, которые были в вашей жизни запомнился вам больше всего?» С Таким вопросом мы обратились к нашим слушателям и читателям. Некоторые ответы публикуем.

Колдовство и молитва - в чем разница?

Какая польза от религии?

Рождественская лестница. Что почитать в Рождественский Адвент?

Христианство поддерживало рабство?

Рождественская лестница. Тоска по тайне звездной
  Следующие 20 >>