анонсы статьи
новости
25.7.2024
В Великом Новгороде исследуется фундамент одного из древнейших русских храмов

17.7.2024
"Семья в фокусе"

13.7.2024
Евангельские группы присоединяются к осуждению экспертом ООН проституции как системы насилия и эксплуатации после ужасающего доклада

1.7.2024
Хоули призывает «снять транс-флаг» с федеральных зданий, заставить христианских руководителей поставить «Америку на первое место»

24.6.2024
Раскрыты подробности нападения на православный храм в Дербенте

19.6.2024
Стали известны темы, обсуждавшиеся на встрече папы Франциска с президентом Байденом

13.6.2024
В Санкт-Петербурге проходит Всероссийская конференция служителей Российского союза евангельских христиан баптистов

10.6.2024
Прощание с Р.Л. Носач

8.6.2024
Саммит Глав Протестантских Церквей России

6.6.2024
Эффективность и справедливость: христианский взгляд на социально-экономическое развитие
Дух благодарения

Антон Лебедев, Саранск

Открытка на День Благодарения
Открытка на День Благодарения
Один из крупнейших русских историков В.О. Ключевский однажды сказал следующее: «Благодарность не есть право того, кого благодарят, а есть, безусловно, долг того, кто благодарит; требовать благодарности — глупость, а не быть благодарным — подлость». Тем не менее, Апостол Павел в своем письме Тимофею говорит о проклятии века нынешнего, которая есть не столько евтушенковская спешка, но люди, которые (помимо прочего) будут «неблагодарны, нечестивы, недружелюбны…» (2 Тим. 3:2). В нынешние времена гораздо более популярны ропот и недовольство, критика и саркастические насмешки, благодарность же подчас приравнивается к пассивному смирению с обстоятельствами. Однако Библия превозносит благодарность как одну из важнейших христианских добродетелей:

Великое приобретение — быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. (1 Тим. 6:6-8)

Итак, прежде всего, благодарность – это драгоценный дар, который доставляет огромную радость приобретающему его. Потому что благодарность освобождает – от гордыни, самодостаточности, эгоцентризма. Она указывает на то, что не я управляю миром и не я определяю обстоятельства. Она ведет к пониманию, насколько я на самом деле зависим от Божьих милостей. Она отворачивает меня от своего «эго» и примиряет с людьми. Она смиряет и утешает.

Во-вторых, благодарность – естественное состояние христианина. И это не просто потому что Бог так повелел – ЗА ВСЕ благодарите (1 Фес. 5:18). Благодарность зиждется на осознании безграничной зависимости творения от Творца, который Единственный может назвать Себя Сущим, то есть в полноте Самосуществующим, Самодостаточным и Независимым. Человеку же свойственно обращать свой взор не к Богу, но концентрироваться на недостатках, бедах и несчастьях. Мы легко забываем проявленную к нам любовь и милость, зато в мельчайших подробностях помним неприятности и беды. Недаром отношения строятся долго, и позитивное воспринимается как само собой разумеющееся. Но одно неосторожное слово или поступок способно разрушить все. Это лишь одно из следствий неблагодарности человеческого сердца, которое благодарит лишь за Божьи благодеяния, но ропщет в минуты испытания. Недаром праведный Иов задается вопросом: «неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?», а затем утверждает «наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (Иов 1:21) Истинная благодарность, таким образом, возможна только тогда, когда реальность воспринимается не как череда случайностей или злой рок, но Богом данная школа жизни, где даже тяжелые лишения играют свою роль.

В-третьих, благодарность неизбежна, если мы сравним себя с теми, кому гораздо хуже, чем нам. Огромное количество людей в эту минуту лишены воды, пропитания, смены одежды и крова. Мы даже не подозреваем (или не хотим замечать), что в этот самый момент кто-то умирает от голода и жажды, войны и насилия. Современники Апостола Павла не имели водопровода, канализации, электричества, отопления, социальных выплат, мгновенного доступа к любой информации, быстрых средств передвижения и прочих благ цивилизации. Благодарность происходит от простого факта – большинство из нас имеют гораздо больше, чем одежду и хлеб насущный. Признанный мастер американского рассказа О. Генри называл свое поколение пресыщенным, что же тогда можно сказать о нас? Подчас Богу приходится встряхивать нас от этого состояния пресыщенности – ведь только испытавший лишения способен быть по-настоящему благодарным. Песнь благодарности Моисея и Мариам (Исх. 15) возносится после чудесного избавления из рабства Египетского. Первые американские колонисты празднуют День Благодарения после суровой зимы и гибели половины из прибывших. Благодарность, это качество, которому Бог учит нас через сложности и перипетии жизни.

И последнее. Благодарность не предполагает пассивности. В той же самой главе послания Павла Тимофею Апостол призывает: «Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости» (1 Тим. 6:11). Слово «преуспевай» буквально можно перевести как «гонись, добивайся, стремись». Благодарность, таким образом, вовсе не исключает активного действия по преображению себя и мира вокруг. Напротив, только из благодарного сердца будут исходить те дела, за которые тебя будут благодарить другие. Только благодарное сердце способно любить – потому что кому много прощено, тот много и любит.
Три подтверждения пустой гробницы

Стоит ли откладывать покаяние?

В Евангелии нет статистики

Искупление придумал Павел?

Новый Завет и буддизм, а есть ли сходство?

Утешитель предателей

Зло — не снаружи

О пользе моногамии

Служители и остальные

Библия — снаружи я или внутри?

Внутренняя радость

(Не)справедливость искупления

Бог - не следящая камера

Надо ли бояться смирения?

В поисках новой памяти. О романе Е. Водолазкина «Чагин»

Подлинный смысл Пасхи

Смерть, которая имела смысл

Во оставление грехов

Почему мы должны верить в еврейского Бога?

Зуб за зуб
  Следующие 20 >>