анонсы статьи
новости
25.7.2024
В Великом Новгороде исследуется фундамент одного из древнейших русских храмов

17.7.2024
"Семья в фокусе"

13.7.2024
Евангельские группы присоединяются к осуждению экспертом ООН проституции как системы насилия и эксплуатации после ужасающего доклада

1.7.2024
Хоули призывает «снять транс-флаг» с федеральных зданий, заставить христианских руководителей поставить «Америку на первое место»

24.6.2024
Раскрыты подробности нападения на православный храм в Дербенте

19.6.2024
Стали известны темы, обсуждавшиеся на встрече папы Франциска с президентом Байденом

13.6.2024
В Санкт-Петербурге проходит Всероссийская конференция служителей Российского союза евангельских христиан баптистов

10.6.2024
Прощание с Р.Л. Носач

8.6.2024
Саммит Глав Протестантских Церквей России

6.6.2024
Эффективность и справедливость: христианский взгляд на социально-экономическое развитие
Больная страсть гнева

Сергей Худиев, Москва

В православной традиции есть такое понятие как испытание помыслов. Оно исходит из того, что не далеко каждую нашу мысль (и не каждый наш порыв) стоит признавать своими. Иногда стоит сказать не "я хочу", а "больная страсть во мне хочет, а я вот как раз не хочу". Не "я думаю", но "пришел мне такой помысел, а принимать ли его - это мне еще надо рассудить". Как говорит святой Апостол Павел: "[мы] пленяем всякое помышление в послушание Христу" (2Кор.10:5).

"Страсть" - то есть, например, приступ гнева - стоит рассмотреть со стороны, как бы отойдя на пару шагов, и признать - да, я разгневан, я не могу успокоиться, но я не хочу этого принимать, это как приступ кашля или высокой температуры.

Беда всех нас, падших людей, в том, что мы любим упиваться страстями - в первую очередь гневом. Гнев дает иллюзию силы, контроля, солидарности с другими гневающимися. Но еще он дает чувство вины - в сердце своем мы понимаем, что это что-то не то, "ибо гнев человека не творит правды Божией" (Иак.1:20).

А чтобы подавить это чувство какой-то вины и неловкости, надо подлить больше бензина в огонь гнева - потому что гнев убивает способность к различению добра и зла, и человек всегда уверен в справедливости своего негодования. Так возникает нисходящая спираль - больше ярости, больше гнева, потом еще больше, потом накапливается ненависть - ведь люди, на которых я гневаюсь, должны быть какими-то чудовищами, которых надо стереть с лица земли, раз они приводят меня в такую ярость. Сначала мы гневаемся, потому что они плохие люди, потом они оказываются все более плохими людьми (в наших глазах) потому что мы на них гневаемся.

Интернет полон праведного возмущения - хорошие, честные, справедливые люди, непоколебимо уверенные в своей правоте, негодуют на людей подлых и порочных. В этом есть нечто очень пугающее для гневающихся. Потому, что люди, которых мы согласны считать очень дурными - Пол Пот, Гитлер, большевики - выглядели также. Это были люди, полные праведного негодования. У нас другое дело, мы-то негодуем правильно? Ну так и они были уверены в том, что праведно. Чем ближе к аду, тем более твердым и несомненным является это чувство праведности своего гнева и ненависти.

Ад полон погибших душ, непоколебимо уверенных в своей правоте, порядочности, честности, благородстве и справедливости своих поступков - особенно в том, что другие люди безусловно заслужили то зло, которое они им причинили.

В раю же находятся бедные грешники, которые часто оказывались неправы и знали об этом. Люди, которых могло трясти от гнева и раздражения, но они упорно отказывались признавать свой гнев праведным. Они признавали его грехом, исповедовали этот грех перед Богом и обретали прощение.
Три подтверждения пустой гробницы

Стоит ли откладывать покаяние?

В Евангелии нет статистики

Искупление придумал Павел?

Новый Завет и буддизм, а есть ли сходство?

Утешитель предателей

Зло — не снаружи

О пользе моногамии

Служители и остальные

Библия — снаружи я или внутри?

Внутренняя радость

(Не)справедливость искупления

Бог - не следящая камера

Надо ли бояться смирения?

В поисках новой памяти. О романе Е. Водолазкина «Чагин»

Подлинный смысл Пасхи

Смерть, которая имела смысл

Во оставление грехов

Почему мы должны верить в еврейского Бога?

Зуб за зуб
  Следующие 20 >>