анонсы статьи
новости
25.7.2024
В Великом Новгороде исследуется фундамент одного из древнейших русских храмов

17.7.2024
"Семья в фокусе"

13.7.2024
Евангельские группы присоединяются к осуждению экспертом ООН проституции как системы насилия и эксплуатации после ужасающего доклада

1.7.2024
Хоули призывает «снять транс-флаг» с федеральных зданий, заставить христианских руководителей поставить «Америку на первое место»

24.6.2024
Раскрыты подробности нападения на православный храм в Дербенте

19.6.2024
Стали известны темы, обсуждавшиеся на встрече папы Франциска с президентом Байденом

13.6.2024
В Санкт-Петербурге проходит Всероссийская конференция служителей Российского союза евангельских христиан баптистов

10.6.2024
Прощание с Р.Л. Носач

8.6.2024
Саммит Глав Протестантских Церквей России

6.6.2024
Эффективность и справедливость: христианский взгляд на социально-экономическое развитие
К Дню реформации

Сергей Степанов, Тамбов

Еще немного и протестантский мир будет отмечать уже 500-летие Реформации. Хотя по-прежнему кажется, что реформация церкви это что-то совсем недавнее и не покрытое «пылью веков». Может быть такое впечатление естественно в России, где никогда не было подобной Реформации и в культуре практически нет памятников этого выдающегося движения.

Однажды, в конце восьмидесятых годов прошлого века я с одноклассниками ездил в турпоездку в Ленинград, Ригу и Таллин. В старом городе Таллина мы зашли в лютеранскую церковь и мне она показалась очень древней, средневековой, чем-то из эпохи рыцарей в доспехах и прекрасных дам в пышных платьях. Теперь герои Реформации кажутся мне не древними, а почти нашими современниками. Я живо могу представить священника, который «прибивает» тезисы на страничке в фейсбуке, горячо проповедует в церкви с трансляцией в ютьюб и подвергается резкому осуждению со стороны церковных властей и изгоняется ими с «волчьим билетом». Эти исторические герои делают ужасные ошибки, придерживаются странных идей, ссорятся со вчерашними друзьями и непрестанно наживают влиятельных врагов. Словом, они ведут себя, как наши современники.

Считается, что Реформация началась с того, что доктор богословия Виттенбергского университета Мартин Лютер 31 октября 1517 года прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций. Просто эта реформация оказалась более или менее удачной, она преобразила тысячи церквей и общин, явилась причиной возникновения тысяч учений и конфессий и до сих пор оказывает влияние на христианский и светский мир.

Однако, у Реформации были менее удачливые предшественники. За 140 лет до тезисов Лютера, Джон Уиклиф в Англии уже читал лекции, в которых осуждал алчность духовенства, ссылаясь на то, что ни Христос, ни Его апостолы не обладали ни имуществом, ни светской властью. Уиклиф отвергал епископскую степень, учение о чистилище и индульгенциях; не признавал необходимым таинство елеосвящения; устную исповедь считал насилием совести и потому предлагал довольствоваться внутренним раскаянием человека перед Богом.

За 110 лет до тезисов, Ян Гус в Праге проповедовал так, что вызвал гнев церковных властей, что неудивительно, кому понравится, если кто-то говорит, что нельзя взимать плату за таинства и продавать церковные должности. Нельзя слепо подчиняться церкви. Власть, нарушающая заповеди Бога, не может быть Им признана. Собственность должна принадлежать справедливым. Несправедливый богач есть вор. Каждый христианин должен искать правду, даже рискуя благополучием, спокойствием и жизнью. Идеи, которые и сегодня выглядят революционными.

За 27 лет до тезисов, во Флоренции Савонарола произнёс знаменитую проповедь, где с неслыханной до него уверенностью высказал мысли о необходимости и близости обновления церкви, о том, что скоро Бог поразит своим гневом всю Италию. «Рим — это Вавилон, — говорил он. — Вместо внушения народу основ христианского вероучения прелаты отдаются поэзии и красноречию.»

Были и другие предшественники великой Реформации. Чаще всего их горячие проповеди забывались, идеи после восторженного принятия толпой, осуждались властями и вчерашними сторонниками, а сами они расставались с жизнью мучительными способами.

У Мартина Лютера получилось. Ему помогло само время, книги теперь не переписывались, а быстро печатались тысячными тиражами, немецкие князья больше не хотели платить Риму налоги, а растление папства стало очевидным уже для большинства «недовольных».

Реформация Лютера не была мирной и спокойной. По Европе пронеслись религиозные войны, крестьянские восстания, эпидемии, которые унесли тысячи жизней. Но Церковь больше не могла оставаться прежней. Реформация не только создала новые протестантские церкви и конфессии, но постепенно изменила положение вещей и в Римо-Католической и даже в Православной церквях. Теперь Писание на понятном языке доступно каждому верующему и проповедуется даже в самой консервативной церкви. Личное благочестие и ответственность перед Богом — общее место для всех христианских конфессий. Развитое богословие, библейские комментарии, множество христианских изданий и издательств, христианские телеканалы и радиостанции — все это, хоть и не явное, но следствие великой Реформации. Даже просто за это мы можем быть благодарны смелости и мужеству, некогда безвестного доктора богословия Виттенбергского университета.
Три подтверждения пустой гробницы

Стоит ли откладывать покаяние?

В Евангелии нет статистики

Искупление придумал Павел?

Новый Завет и буддизм, а есть ли сходство?

Утешитель предателей

Зло — не снаружи

О пользе моногамии

Служители и остальные

Библия — снаружи я или внутри?

Внутренняя радость

(Не)справедливость искупления

Бог - не следящая камера

Надо ли бояться смирения?

В поисках новой памяти. О романе Е. Водолазкина «Чагин»

Подлинный смысл Пасхи

Смерть, которая имела смысл

Во оставление грехов

Почему мы должны верить в еврейского Бога?

Зуб за зуб
  Следующие 20 >>