Реформация - настолько многогранное и далеко идущее по своим последствиям явление, что его можно рассматривать с нескольких сторон. Прежде всего, это историческое событие - 31 октября 1517 г. католический монах Мартин Лютер прибивает к дверям Виттенбергского собора свои 95 тезисов, где выражает резкое несогласие с некоторыми богословскими постулатами, практикой и нравами современной ему католической церкви. Последующие за этим события привели к бесповоротному изменению религиозно-политического ландшафта Европы, сильно повлияли на развитие многих государств.
Во, вторых, Реформация - это, безусловно, одно из важнейших событий в истории Церкви, когда появляется еще одна ветвь христианства - протестантизм. Оценивается это событие по-разному - кто-то считает Лютера и его последователей носителями чуждого огня разделений (что впоследствии привело к созданию множества христианских деноминаций, а также пост-реформационного евангельского движения), другие оценивают идеи и последствия Реформации положительно, ссылаясь на принадлежность Церкви Богу, а не людям; единство и преемство духовное, а не организационное. Как бы там ни было, но и те, и другие признают значимость этого явления, его глубокое влияние на взгляды христиан на многие века.
В-третьих, Реформация имеет и огромное духовное значение, на котором хотелось бы остановиться немного подробнее. Принципы протестантизма обычно формулируют через пять Sola ("только"), которые не только ясно обозначают позиции протестантов, но и выражают стремление к богословской определенности, объективности и четкости формулировок.
Sola Scriptura («только Писанием») - возврат к Богодухновенному, объективному, точному, уникальному высшему авторитету и признание Библии основой для веры и практики. Эта убежденность давала реформаторам смелость отстаивать свои убеждения перед лицом церковного суда и под страхом отлучения от Церкви (что тогда автоматически означало поражение во многих гражданских правах и судебное преследование). Знаменитые слова Лютера на Вормсском съезде церковных иерархов: («Если я не буду убежден свидетельствами Священного Писания и ясными доводами разума - совесть моя пленена Словом Божьим») - это не просто теоретический манифест. Это готовность пожертвовать многим ради правды Божьей и страстное желание донести Благую Весть и заповеди Божьи в Священном Писании до простого человека - недаром Реформация сопровождалась переводом Библии на национальные языки.
Следующие три принципа раскрывают богословскую суть реформации – возвращение к строго библейской сотериологии, учении о спасении. Sola Fide («только верой») указывает на верховенство веры в Евангелие (в противовес человеческим заслугам) как ответственность человека в деле спасения. Sola gratia («только благодатью») утверждает Божью незаслуженную милость как условие спасения, а Solus Christus («только Христос») – источник спасения в жертве Христа и Его посредническом служении между Богом и человеком. Таким образом, Реформация обратилась к самому сердцу христианской веры – вопросу, который был задан еще Апостолу Петру в день Пятидесятницы: «что нам делать, чтобы спастись?». На первый план выходит не Церковь как организационная структура, но судьба отдельного человека, его ответственность перед Богом и окружающими, хотя до современных понятий о свободе совести и вероисповедания, отделения Церкви от государства было еще далеко.
Последний тезис Soli Deo gloria («только Богу слава») выражает поклонение только Богу, Его превосходство над всем творением, первопричину и конечную цель существования человека и Вселенной, где «все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11:36). Бог и Его Слово вновь становятся центром церковной жизни, стимулом для благовестия миру, а вся жизнь становится богослужением – «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию». (1Кор. 10:31). Повседневность приобретает высший смысл, становится служением Богу. Трудовая деятельность превращается не просто в способ заработать на кусок хлеба, но совершается достойно – «не только из страха наказания, но и по совести» (Рим. 13:5). Все эти очевидные евангельские истины, сегодня многими забытые, надолго предопределили развитие тех государств, которые так или иначе были затронуты протестантской Реформацией.
Помимо пяти «Sola», еще одним известным тезисом является латинское Ecclesia semper reformanda est («Церковь всегда должна обновляться»). Этот принцип, с одной стороны, подтверждает уже упомянутые незавершенность и неполное воплощение в жизнь многих принципов Реформации при жизни ее основателей. С другой стороны, это и призыв к духовному обновлению современных верующих, соотнесению своей жизни с евангельскими принципами. А значит, духовная реформация никогда не может остановиться и призыв - «испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследуйте» (2 Кор. 13:5) – всегда будет актуальным.
Поздравляем всех с Днем Реформации!