анонсы статьи
новости
27.2.2025
50 христиан подверглись нападению во время воскресной церковной службы в Индии

12.2.2025
Помощь голодающим

24.1.2025
Молитва о единстве христиан

1.1.2025
В Пакистане арестовали по стандартному обвинению в богохульстве христианку, мать двоих детей

16.12.2024
Папа Римский призвал к рождественскому перемирию в мире

8.12.2024
Форум по профилактике экстремизма

27.11.2024
Конференция для сестер «Надеющаяся на Господа» состоялась в Раменском

31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане
Техника и мы

Михаил Неволин, Санкт-Петербург

Сегодня нашу жизнь уже невозможно представить без современных машин, механизмов, автоматики, компьютеров. «Умная» техника помогает нам избежать тяжелой физической работы, делает нашу жизнь более комфортной. Мы научились быстро перемещаться в пространстве по земле, воде и воздуху. Правда, передвигаться во времени мы не научились, а было бы любопытно посмотреть на реакцию москвича XVIII века, попавшего в сегодняшнюю столицу с ее пробками, станциями метрополитена и аэропортами.

Благодаря машинам мы не только стали более мобильными, но и всегда остаемся на связи. Современные технологии позволяют нам в любой момент связаться с родными и близкими, как бы далеко от нас они ни находились.

Время, которое мы сегодня проводим «наедине с техникой», так велико, что для многих из нас становится проще найти общий язык с ней, чем друг с другом. Люди, которые более комфортно чувствуют себя в окружении машин или механизмов, чем с другими людьми, были и раньше. Я не имею в виду тех, кто просто хорошо разбирается и любит технику, электронику и т. д. — речь именно о тех, кто сознательно предпочитает поменьше общаться с людьми и побольше — с машинами.

Помню, например, одного мужчину, который проживал недалеко от нас. Дело было в семидесятых годах. Все свободное время он проводил в своем гараже. Причем речь идет не о так называемой гаражной культуре, которая сводится к тому, что некоторые мужчины под удобным предлогом уходят в «гаражи», где встречаются со своими товарищами, выпивая, закусывая, рассказывая анекдоты и обсуждая новости автопрома, спорта или политики. Наш сосед не из этой категории. Человек он был вполне обеспеченный (бывший военный), машина у него была для того времени очень даже престижная — 21-я «Волга». Но на ней он почти никогда и никуда не ездил. При этом постоянно что-то делал с этой машиной — совершенствовал, чинил, чистил. Однажды, когда я проходил мимо, он позвал меня помочь ему. Он регулировал тормозную систему, и ему требовался помощник, который бы, сидя в салоне, по его команде нажимал на педаль тормоза. Тогда я был младшим школьником, и мне было лестно посидеть за рулем автомобиля (в те времена личных автомобилей было не так много) да еще и помочь с ремонтом. Помню, я пытался было что-то спрашивать у дяди Димы (так его звали), но он явно был не расположен к разговорам. Сегодня я понимаю, что его просто утомляло общение с людьми. С машиной ему было проще и интересней, чем с окружающими (будь то коллеги, семья или друзья).

Если в семидесятые годы подобные «техноманы», которые убегали от людей к машинам, были скорее исключением, то сегодня картина уже несколько иная. Количественный рост машин, разнообразных технических устройств, электронных гаджетов привел и к некоторым качественным изменениям в нашей жизни. Сегодня все больше молодых людей предпочитает «общение» с компьютером или хотя бы через компьютер обычному личному общению. Почему же многих из них так пугают люди и притягивают машины?

Любая, даже самая сложная, машина в любом случае гораздо проще, чем человек. С техникой гораздо безопасней, чем с себе подобными. Машины более предсказуемы. Они логичны, и ты всегда можешь предположить, какова будет ее реакция на твое действие. Если износились тормоза, то мы знаем, как их можно заменить. Если та или иная компьютерная программа отказывается работать, то можно либо ее перезагрузить, либо попросить толкового программиста исправить ситуацию.

Конечно, любая техника может выходить из строя. Автомобиль — ломаться, телефон — неожиданно и в самый неподходящий момент перестать реагировать на набор номера, компьютер — зависать или просто не включаться. Все это бывает и очень раздражает нас. Но поломки происходят, что называется, не со зла. Машины или гаджеты отказываются нам служить не потому, что мы им неприятны. Автомобиль не везет нас в нужном направлении не потому, что не разделяет нашего желания ехать именно туда, а потому, что просто сломался. Техника ломается, но не предает. Она может огорчать, но не может ранить. Возможно, именно поэтому многих из нас так тянет от людей к машинам.

Общение с техникой в отличие от общения с людьми может дать нам чувство большей безопасности. Она нас если и разочарует, то это будет не так болезненно, как то, что может сделать нам человек. Однако в этом «машинном общении» мы не только избегаем слишком уж отрицательных эмоций и переживаний, но и лишаем себя возможности испытать тот восторг и радость, которые может подарить человеку только другой человек. Машины не могут ненавидеть, предавать и ранить, но они не могут и любить, жертвовать собой и сопереживать.

Мы можем быть неверны, непредсказуемы, неблагодарны и даже опасны. Но Бог предпочел создать нас именно такими, а не послушными механизмами, лишенными возможности выбора. Нам может быть очень трудно друг с другом, но в то же время только мы сами можем дарить друг другу радость и счастье.

Есть в отношении к технике и другая крайность — боязнь всего нового. А новое сегодня во многом ассоциируется именно с техническим прогрессом. Например, такое направление христианства, как амиши, подразумевает отказ от пользования многими современными машинами в пользу ручного труда. Такая крайность — это скорее попытка убежать от действительности, от мира, создать какую-то особую, безопасную и комфортную для себя среду. Такая позиция не кажется мне библейски обоснованной. Да и процент людей, придерживающихся подобных убеждений сегодня, очень уж невелик.

Техникой и техническими науками мне приходилось и приходится заниматься много. Поэтому я очень хорошо понимаю, какую роль они играют сегодня. Сегодня мы прибегаем к помощи техники много раз в день. Без нее нам уже не обойтись ни в быту, ни на работе, ни в общении. Машины помогают нам и избавляют от множества проблем. Они позволяют решать много разных вопросов: найти дорогу в незнакомом городе, разогреть еду, поддерживать в доме комфортную температуру. Роль машин в нашей жизни нельзя недооценивать, но переоценивать тоже не стоит.

Машины могут многое, но не все. Самое главное нам все равно предстоит делать самим. Самим выбирать себе друзей, любимых. Самим заботиться о них. В сложные моменты нашей жизни нам предстоит самим принимать решение и потом самим нести за него ответственность. Нам самим придется и отвечать на самые главные вопросы: для чего мы живем? кто создал этот мир? куда мы идем? что нас ожидает после смерти?
Журнал "Решение"
В поисках себя. О романе «Дыхание озера» Мэрилин Робинсон

Коварство скрытого выбора

Неважно, какой ты веры?

«Откровение Иисуса Христа»

Роберт Сапольский и (не)свобода воли

Самостоятельный поиск истины

Чехов, Белград и мистика. О романе Нади Алексеевой «Белград»

Страх и трепет

Ложный страх Божий

Чудеса и сверхсветовые перелеты

Секрет гениальности Баха

Мы можем выбрать веру и надежду

Мы не приняли духа рабства...

Рождественская лестница. Возможность для чуда

Церковь «на самом деле»

Рождественская лестница. Несколько добрых слов

Чувство вины — это не всегда плохо

Рождественская лестница. Пока смертные спят

Новый Завет и Бхагавад-Гита: в чем разница?

Рождественская лестница. Добро пожаловать в Адвент!
  Следующие 20 >>