Недавно у меня еще раз спросили: “Есть христиане, которые только и делают, что обличают в проступках всю церковь и каждого лично, считая это своей миссией. Так ли это? Может ли Бог посылать таких людей, если от их слов только унижение и раны?”
Такая проблема возникает нередко - люди сталкиваются с “обличением”, когда “обличают” их, или кого-то у них на глазах. С одной стороны, они наставлены, что обличение надо смиренно принимать, обвинять во всем себя, не оправдываться. С другой - возникает ощущение, что с этим “обличением” что-то не так.
Обличение может быть фальшивым, продиктованным чисто плотскими мотивами - желанием утвердить свою власть и превосходство, внутренними психологическими проблемами самого “обличителя”. В сети мы видим, как мирские люди яростно бранят тех, других или третьих, все у них плохие, кроме них самих. Это же явление может в почти неизменном виде переноситься в церковный контекст. Только в этом случае люди приписывают своей "ругливости", придирчивости и конфликтности “духовные” основания. Это не имеет ничего общего с тем обличением, о котором идет речь в Писании.
Как можно отличить одно от другого? Кончено, каждая ситуация уникальна, и мы, прежде всего, должны молиться о мудрости. Но есть несколько полезных принципов, которые нам тут стоит иметь в виду.
Не оказывается ли обличитель в одиночестве? Могут ли другие люди поддержать его обличения? Считают ли они проступки, о которых идет речь, столь же серьезными? Попробуйте рассказать об этой ситуации опытному христианину, которому вы доверяете, держите его в курсе относительно того, как она развивается.
Какие плоды приносит это обличение? Созидает ли оно церковь или, напротив, разрушает? Если оно приводит к горечи, обидам, недоверию и раздорам, то может ли оно быть от Бога?
Укрепляет ли это обличение вашу уверенность в любви Божией? Как-то я серьезно подвел своего начальника по работе. Он пригласил меня в свой кабинет, указал мне на проблему и выслушал мои извинения. После чего сделал все, чтобы показать мне, что мы остаемся друзьями и он продолжает мне доверять. Присутствует ли в обличении это послание - “Бог неизменно любит тебя, и я неизменно тебя люблю”? Обличение, которое не исходит из подлинной любви и заботы, является ложным.
Кем обличитель является в Церкви? Одно дело, когда он пастырь, и должен обличать грехи паствы в рамках своей миссии - он тоже может оказаться неправ, но человек, который сам себя назначает обличителем, оказывается неправ гораздо чаще. В любом случае нужно искать правды и просить у Господа мудрости, чтобы понять - мы можем быть неправы. Но неправ может быть и человек, который нас обличает. Не всегда и не в любом случае обличения (или то, что человек полагает обличением) следует принимать.