Есть город света. Там нет насилия и вражды, лжи и ненависти. Там все исполнено миром и любовью - как в семье, собравшейся праздновать день рождения любимого дитяти. Там все исполнено красотой и славой - как на Пасхальной Литургии. Там все исполнено покоем и тишиной - как ясным днем на альпийских лугах. Там воздух напоен дивными ароматами и радостными песнопениями. Там все народы согласно прославляют Бога, и святые единодушно предстоят Его престолу - с радостью, изумлением, восхищением и благодарностью.
Есть иной город - город тьмы. Там нет милости и прощения, любви и примирения. Там кругом злоба и ненависть, уродство и гнусность, там воздух полон клубов смрада и злобных криков, там все ненавидят друг друга - по самым разнообразным поводам и без них.
Придет день, и каждый из нас водворится в одном из этих городов навсегда. А пока мы пребываем в мире, где два города пересекаются, где их граждане живут вперемешку, где переход из одного города в другой вполне возможен, и люди пересекают границу в обеих направлениях.
Но наступит момент, когда граница закроется, и каждый из нас окончательно останется на той стороне, которую избрал.
А пока нас зазывают с огромной силой в тот дымный город. Ты должен, ты обязан ненавидеть! Это проклятые гады и нелюди! Предоставь свою душу этому огню, и пусть и из тебя исходит серный смрад! Не хочешь? Ах ты гад!
Так всегда с грехом ненависти. Когда человек не хочет предаваться пьянству, блуду, воровству и иным грехам, пьяницы, блудники, и даже воры реагируют на это, чаще всего, спокойно - мы, мол, пошли предаваться, а ты как хочешь. А когда он не желает предаваться ненависти, то вызывает великий гнев, как будто предаваться прочим грехам дьявол просто предлагает, а ненависти - вменяет в обязанность. И тут важно вспомнить - мы ничего не должны дьяволу. У нас другое подданство.
Христиане - это граждане неба. Даже физически находясь в веке сем, мы фактически живем в нашем небесном Отчестве, по его законам, оглядываясь не на мир вокруг нас, а на наших небесных сограждан.
У нас есть Отечество - это Небесный Иерусалим. У нас есть народ - это Церковь Христова. У нас есть Государь - это Иисус Христос. Те, кто веруют во Христа - в Москве, Киеве, Нью-Йорке, Париже и где угодно еще - нам свои. Их этническое происхождение, гражданство, и политические пристрастия глубоко вторичны. Там наш город, там наш народ, там наш Государь.