анонсы статьи
новости
27.11.2024
Конференция для сестер «Надеющаяся на Господа» состоялась в Раменском

31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера

21.8.2024
В РПЦ сочли новый закон о церкви на Украине актом «расправы»

14.8.2024
Издана брошюра, в которой изложена позиция Ватикана по вопросам эвтаназии и суицида
О принципе милости

Сергей Худиев, Москва

Авва Дорофей
Авва Дорофей
За свою жизнь я узнал несколько очень важных принципов. Жалею только об одном - почему я не узнал это раньше?! И почему люди вообще их не знают - сколько было бы спасено служений, дружб, браков, предотвращено конфликтов и даже кровопролитных войн! Применение этих принципов не стоит великих усилий, их могут практиковать самые обычные люди, отнюдь не только подвижники благочестия.

Один из этих принципов я обнаружил в таких разных источниках, как современный учебник по логике и “Душеполезные поучения” христианского подвижника VI века Аввы Дорофея. В логике он называется “принципом милости” - всегда следует исходить из наиболее благоприятного для оппонента толкования его слов. Чтобы понять, что хочет сказать другой человек, вы не должны считать его идиотом или злонамеренным лжецом. При всем решительном несогласии, вы должны предполагать в нем в целом разумного и добросовестного человека. Авва Дорофей говорит о том же самом: “Не приписывай никому того, чего не знаешь о нем достоверно, ибо это погибель душевная”.

Беседуя с людьми, не следует приписывать им дурных качеств или злых намерений. Иначе говоря, во всех случаях исходи из наиболее благоприятного для человека толкования его слов и поступков.

Об этом принципе легко забыть в пылу полемики. В том числе и полемики между христианами. Градус разговора легко повышается, за словами оппонента усматриваются темные бездны безнравственности и ересей, личной порочности, глупости и злых намерений. Ну не может же человек добросовестный и разумный со мной не соглашаться! Он или идиот, или подкуплен врагами добра и света!

Принцип милости требует поверить в то, что оппонент может быть и честным, и разумным, но, при этом, не соглашаться со мной. Исходить надо именно из этого. И этого требует не только нравственность, но и здравый смысл - зачем же вести полемику с идиотом или со злодеем? Разговаривать имеет смысл только с человеком разумным и незлонамеренным, хотя бы и заблуждающимся.

Если Вы не можете принять этого, в вас клокочет гнев и раздражение (“какой идиот! какой злодей!”) - лучше просто не разговаривать. Никого ни в чем убедить так не получится. Начинать убеждение надо с веры в то, что оппонент - не дурак и не негодяй, и способен слышать и принимать разумные доводы.
Рождественская лестница. Добро пожаловать в Адвент!

Бог — это «небесный тиран»?

Зачем нужен образ «злого Бога»

Невыдуманная религия

Что не так с «научными объяснениями религии»?

Можно ли просто не выбирать?

Молиться или трудиться?

Неспешный разговор у креста. О романе Ференца Шанты «Пятая печать»

Несекретное бессмертие

Покаяние — перемена пути

Неизбежность свободной воли

Об отказе рассматривать данные

О богословии и культуре

Ошибка ложного сходства

Аргумент от умолчания и сверхъестественное Рождение Иисуса

О чем с нами говорит Данте сегодня? (окончание)

«Божественная комедия» Данте. От рвов Ада до земного Рая

Зачем читать сегодня «Божественную комедию» Данте?

Туринская Плащаница — все таки, времена Иисуса

Несколько добрых слов. О повести Ричарда Форда
  Следующие 20 >>