анонсы статьи
новости
13.6.2024
В Санкт-Петербурге проходит Всероссийская конференция служителей Российского союза евангельских христиан баптистов

10.6.2024
Прощание с Р.Л. Носач

8.6.2024
Саммит Глав Протестантских Церквей России

6.6.2024
Эффективность и справедливость: христианский взгляд на социально-экономическое развитие

3.6.2024
Баптисты Петербурга организовали семейный праздник

29.5.2024
Конференция в Общественной палате РФ

27.5.2024
Секреты Дома Евангелия. «Фонтанка» заглянула в церковь баптистов, которая 30 лет простояла заброшенной

25.5.2024
Ежегодное богослужение в память жертв политических репрессий

20.5.2024
В Ватикане изменили правила в отношении чудесных явлений

16.5.2024
Женщина, рожденная в результате суррогатного материнства, поддержала призыв Папы Франциска к его запрету
О принципе милости

Сергей Худиев, Москва

Авва Дорофей
Авва Дорофей
За свою жизнь я узнал несколько очень важных принципов. Жалею только об одном - почему я не узнал это раньше?! И почему люди вообще их не знают - сколько было бы спасено служений, дружб, браков, предотвращено конфликтов и даже кровопролитных войн! Применение этих принципов не стоит великих усилий, их могут практиковать самые обычные люди, отнюдь не только подвижники благочестия.

Один из этих принципов я обнаружил в таких разных источниках, как современный учебник по логике и “Душеполезные поучения” христианского подвижника VI века Аввы Дорофея. В логике он называется “принципом милости” - всегда следует исходить из наиболее благоприятного для оппонента толкования его слов. Чтобы понять, что хочет сказать другой человек, вы не должны считать его идиотом или злонамеренным лжецом. При всем решительном несогласии, вы должны предполагать в нем в целом разумного и добросовестного человека. Авва Дорофей говорит о том же самом: “Не приписывай никому того, чего не знаешь о нем достоверно, ибо это погибель душевная”.

Беседуя с людьми, не следует приписывать им дурных качеств или злых намерений. Иначе говоря, во всех случаях исходи из наиболее благоприятного для человека толкования его слов и поступков.

Об этом принципе легко забыть в пылу полемики. В том числе и полемики между христианами. Градус разговора легко повышается, за словами оппонента усматриваются темные бездны безнравственности и ересей, личной порочности, глупости и злых намерений. Ну не может же человек добросовестный и разумный со мной не соглашаться! Он или идиот, или подкуплен врагами добра и света!

Принцип милости требует поверить в то, что оппонент может быть и честным, и разумным, но, при этом, не соглашаться со мной. Исходить надо именно из этого. И этого требует не только нравственность, но и здравый смысл - зачем же вести полемику с идиотом или со злодеем? Разговаривать имеет смысл только с человеком разумным и незлонамеренным, хотя бы и заблуждающимся.

Если Вы не можете принять этого, в вас клокочет гнев и раздражение (“какой идиот! какой злодей!”) - лучше просто не разговаривать. Никого ни в чем убедить так не получится. Начинать убеждение надо с веры в то, что оппонент - не дурак и не негодяй, и способен слышать и принимать разумные доводы.
О пользе моногамии

Служители и остальные

Библия — снаружи я или внутри?

Внутренняя радость

(Не)справедливость искупления

Бог - не следящая камера

Надо ли бояться смирения?

В поисках новой памяти. О романе Е. Водолазкина «Чагин»

Подлинный смысл Пасхи

Смерть, которая имела смысл

Во оставление грехов

Почему мы должны верить в еврейского Бога?

Зуб за зуб

Смирение и достоинство

О Дальнем Востоке, Евангелии и фазанах

Как я смогу радоваться в раю, если мои близкие окажутся в аду?

Мокрый храм

Является ли концепция прав человека христианской?

Добродетель незлобия

Почему мы не верим Грабовому и верим Апостолам?
  Следующие 20 >>