анонсы статьи
новости
25.7.2024
В Великом Новгороде исследуется фундамент одного из древнейших русских храмов

17.7.2024
"Семья в фокусе"

13.7.2024
Евангельские группы присоединяются к осуждению экспертом ООН проституции как системы насилия и эксплуатации после ужасающего доклада

1.7.2024
Хоули призывает «снять транс-флаг» с федеральных зданий, заставить христианских руководителей поставить «Америку на первое место»

24.6.2024
Раскрыты подробности нападения на православный храм в Дербенте

19.6.2024
Стали известны темы, обсуждавшиеся на встрече папы Франциска с президентом Байденом

13.6.2024
В Санкт-Петербурге проходит Всероссийская конференция служителей Российского союза евангельских христиан баптистов

10.6.2024
Прощание с Р.Л. Носач

8.6.2024
Саммит Глав Протестантских Церквей России

6.6.2024
Эффективность и справедливость: христианский взгляд на социально-экономическое развитие
Из Стамбула с любовью

Игорь Попов, Москва

Босфор разделяет город на две части
Босфор разделяет город на две части
В самый любимый мой зимний месяц, во время рождественского адвента, когда по-особому ощущаешь настроение приближающегося праздника, мне довелось побывать с рабочей поездкой в городе, который так замечательно воспел лауреат Нобелевской премии по литературе Орхан Памук, назвав его «городом воспоминаний». Стамбул встретил нас теплой погодой и о зиме напоминали лишь небольшие остатки снега на крышах домов и обочинах.

Ночной Стамбул мне очень понравился. Стамбул стоит на возвышенностях, и поэтому кажется, что ты едешь по горной местности. Хотя, когда мы ехали по городу, я не увидел особого отличия от ночной Москвы - та же реклама тех же брендов и магазинов, лишь надписи на турецком языке выделялись среди бесконечных Nokia и KIA, а еще выделялось большое количество мечетей.

Стамбул расположен на берегах пролива Босфор, разделяющего его на европейскую (основную) и азиатскую части, соединенные мостами. По численности населения - третий город в Европе. Это бывшая столица Римской, Византийской, Латинской и Османской империй. Чем-то он действительно напоминает Москву – такой же плавильный котел религий, наций и культур.

Мы поселились в районе Шишли, рядом со старым кладбищем и мечетью. Рано утром я проснулся от завывания муэдзина. Мы жили в весьма живописной местности. Маленькие и довольно узкие улочки петляют среди старых домов очень разной постройки. Из окон свисают флаги Турции и полотенца с изображением Ататюрка, премьер-министра Турции, который превратил страну в европейское государство. В нашей рабочей группе есть иранцы, среди которых есть женщина. Это очень открытые люди. Иранка совсем не выглядит так, как привыкли изображать мусульманок в СМИ. Именно этим я и ценю международные встречи – только так, общаясь с людьми из других стран, как говорят англичане «face to face», начинаешь понимать, чем живут обычные люди.

После первой эйфории я уже стал внимательней присматриваться к городу и его обитателям. Стамбул - очень живой город. В нем всегда кипит жизнь. Маленькие и узкие улочки всегда наполнены народом. Молодежь гуляет и громко обсуждает что-то друг с другом. Суровая турецкая домохозяйка в строгом хиджабе недовольно покачала головой им вслед. На улочках много маленьких лавочек, магазинчиков и донер ресторанчиков, вокруг которых довольно грязно.

Во время вечерней прогулки по Стамбулу мне удалось пообщаться с иранскими друзьями. А за время этой командировки мы действительно сдружились с ними. Иранцы оказались действительно очень открытыми, дружелюбными и тактичными людьми. Не смотря на то, что происходит у них на родине. Для меня тем ценнее, что они ведут себя так свободно с нами, потому что в своей стране испытывают огромное давление со стороны власти. Девочки начинают носить хиджаб, начиная с 9 лет. Иранкам запрещено ходить без хиджаба. Если власти узнают, что за границей они не носили хиджаба, то иранка рискует больше никогда не найти работу, а с существующей работы ее уволят.

И вот, что удивительно – именно благодаря такому давлению иранцы начинают испытывать страх и неприятие к радикальному исламу. Народ Ирана 28 лет наслаждается шариатским правлением. Мусульманским руководителям не удалось решить ни экономических, ни социальных проблем страны и показать миру достойный пример исламского государства. Иранцы разочаровались в исламе. Разочарование исламом ведет к увеличению числа иранцев, принимающих христианство. По данным организации International Antioch Ministries (IAM), связанной с Иранской христианской церковью, в исламской республике Иран резко возрос спрос на Ветхий Завет и Евангелие. Ежедневно поступают множество просьб от христиан, желающих приобрести Священное Писание на фарси.

IAM сообщает, что уже не может удовлетворить растущий спрос на Библию. По данным организации, увеличение спроса связано с большим числом новообращенных. Число христиан в Иране быстро растет, по разным данным, сегодня последователей этой религии в исламской республике насчитывается от 500000 до миллиона человек (население Ирана - 70 млн. человек).

Мы бродили с иранскими друзьями по вечернему Стамбулу, осматривая достопримечательности. В квартале Сультанахмет, куда мы попали после долгого путешествия по метро, сосредоточена большая часть достопримечательностей города на Босфоре. Центром Султанахмета является одноименная площадь, вокруг которой и расположены самые известные исторические памятники Стамбула — Айя-София (Софийский собор), Голубая мечеть (мечеть Султана Ахмета) и Ипподром. Также в районе Султанахмет находятся знаменитый дворец Топкапы, Цистерна Базилика, Археологический музей Стамбула и мечеть Сулеймание. Вообще стоит сказать, что в районе Султанахмет удивительным образом на относительно небольшой территории уместилось просто громадное число уникальных исторических памятников — церквей, мечетей, музеев, фонтанов и т. д.

Особенно поразил меня Храм Святой Софии (Айясофья), построенный императором Константином в четвертом столетии нашей эры, позднее он был подвергнут реконструкции императором Юстинианом в шестом веке. Храм являет собой образец архитекторы прошлого и оказал влияние на церковную архитектуру многих стран, в том числе и на архитектуру Древней Руси. К примеру, такие известные памятники древнерусского зодчества, как София Киевская и София Новгородская, задумывались как полные копии образца Византии. Но у русских церквей не один огромный купол венчает храм, а множество маленьких куполов, хотя такое различие являлось вынужденным по чисто техническим проблемам. Знаменитое многоглавие церквей Руси изначально появилось потому, что строить огромные купола в России не умели. Высота купола храма Святой Софии равна пятидесяти пяти метрам, а диаметр – тридцати одному метру. Это здание - инженерное чудо того времени. На стенах по сей день имеется византийская мозаика, которая сохранилась в период османского владычества, когда мозаику покрыли тонким слоем извести, переделывая храм под мечеть. С 1935 года это здание храма стало музеем, который могут посетить все желающие.

Общаясь с иранцами, я понял очень простую вещь – любая религия, построенная на страхе, рано или поздно приведет к краху. И тут я с удивлением понял, что значат в устах моего иранского друга такие простые и привычные для меня слова: «God is Love». Бог есть Любовь. Как это необыкновенно слышать из уст человека, которого годами учили, что Бог жесток, Он наказывает за любой неправильный поступок, чтобы заслужить Его любовь нужно стать мучеником. Когда мы прощались в аэропорту Ататюрка, иранский друг обнял меня и сказал: «Бог есть любовь, мой духовный брат». И комок к горлу подступил, я не смог сдержать слез.

Это самое важное открытие, которое я вынес из путешествия. Мы разделены идеологиями и политикой, нас разделяет страх и неприятие. Но когда моего сердца касается Божья любовь – рушатся все стены ненависти и страха, возводимые много лет. И я начинаю ценить проявления этой любви в другом человеке, который живет в иной культурной среде, молится на другом языке, иначе смотрит на этот мир. Но… главное, что он видит этот мир через Божью любовь и, поэтому, я возвращался с заснеженную Москву из Стамбула с любовью и теплотой, которую подарили мне мои иранские друзья.
Три подтверждения пустой гробницы

Стоит ли откладывать покаяние?

В Евангелии нет статистики

Искупление придумал Павел?

Новый Завет и буддизм, а есть ли сходство?

Утешитель предателей

Зло — не снаружи

О пользе моногамии

Служители и остальные

Библия — снаружи я или внутри?

Внутренняя радость

(Не)справедливость искупления

Бог - не следящая камера

Надо ли бояться смирения?

В поисках новой памяти. О романе Е. Водолазкина «Чагин»

Подлинный смысл Пасхи

Смерть, которая имела смысл

Во оставление грехов

Почему мы должны верить в еврейского Бога?

Зуб за зуб
  Следующие 20 >>