анонсы статьи
новости
25.7.2024
В Великом Новгороде исследуется фундамент одного из древнейших русских храмов

17.7.2024
"Семья в фокусе"

13.7.2024
Евангельские группы присоединяются к осуждению экспертом ООН проституции как системы насилия и эксплуатации после ужасающего доклада

1.7.2024
Хоули призывает «снять транс-флаг» с федеральных зданий, заставить христианских руководителей поставить «Америку на первое место»

24.6.2024
Раскрыты подробности нападения на православный храм в Дербенте

19.6.2024
Стали известны темы, обсуждавшиеся на встрече папы Франциска с президентом Байденом

13.6.2024
В Санкт-Петербурге проходит Всероссийская конференция служителей Российского союза евангельских христиан баптистов

10.6.2024
Прощание с Р.Л. Носач

8.6.2024
Саммит Глав Протестантских Церквей России

6.6.2024
Эффективность и справедливость: христианский взгляд на социально-экономическое развитие
Учёные и бессмертная душа

Сергей Худиев, Москва

Не всё можно обнаружить и измерить с помощью научных приборов и инструментов
Не всё можно обнаружить и измерить с помощью научных приборов и инструментов
Недавно один человек написал мне: “учёные, к моему огромному сожалению, единогласно опровергают возможность сохранения сознания после смерти - они нашли механизмы формирования предсмертных видений”. Он затронул несколько очень интересных вопросов - о науке и научных объяснениях, о жизни после смерти и о том, что мы можем о ней знать.

На самом деле, убедительного материалистического объяснения так называемого “околосмертного опыта” (когда человек видит свое тело со стороны) пока не найдено. Объяснения, которые человек примет или не примет, связаны с его взглядами на мир. Если человек является убежденным материалистом, то есть полагает, что сознание продукт мозга и только мозга - он ухватится за самые слабые и искусственные построения, чтобы сохранить это свое убеждение. В лучшем случае он скажет: “я не знаю, как это объяснить в рамках материализма, но я полагаю, что материалистическое объяснение существует и когда-нибудь мы его найдем”.

Если человек в принципе открыт к признанию реальности за пределами материи и готов следовать за данными туда, куда они ведут - он может согласиться, что сознание может существовать вне тела.

Известный врач-реаниматолог Сэм Парния (по своим личным убеждениям агностик) говорит: “Мы обычно исходим из того, что все ученые считают, что сознание - продукт мозга, но, на самом деле, многие в этом не уверены. Например, сэр Джон Экклс, Нобелевский лауреат, полагает, что мы никогда не сможем объяснить сознание через активность нейронов. Все, что я могу сказать - это то, что я наблюдал в ходе моей работы. Похоже на то, что когда сознание отключается в момент смерти, психе, душа - я не имею в виду призрак, я имею в виду индивидуальное "я" - продолжает существовать, по крайней мере, те часы, пока человек не реанимирован. Из чего мы можем оправданно заключить, что мозг работает как инструмент, через который проявляет себя Ваше "я" или "душа", но он, возможно, не является ее источником... Я думаю, что данные начинают указывать на то, что нам следует оставаться открытыми к возможности того, что память... не сводится к деятельности нейронов".

То, что сознание навсегда перестает функционировать вместе с разрушением мозга - не вывод из каких-то научных данных, а проявление определенной философской позиции, в рамках которой любые данные, противоречащие материализму, будут отвергаться с порога.

У склонности ученых к материализму, впрочем, есть причины - научный метод работает с повторяющимися наблюдениями и воспроизводимыми экспериментами. Он пригоден и очень хорошо работает с материей. Научные приборы (даже самые лучшие) не могут обнаружить душу. Ее нельзя взвесить, измерить или сделать предметом экспериментов.

У ученых просто нет инструментов для работы с нематериальными сущностями, поэтому, многие из них предпочитают отрицать их или хотя бы выносить их за скобки. Но это никак не может означать, что души не существует - это просто значит, что у ученых нет инструментария для работы с ней. Мы знаем о существовании жизни после смерти из других, вненаучных источников.
Три подтверждения пустой гробницы

Стоит ли откладывать покаяние?

В Евангелии нет статистики

Искупление придумал Павел?

Новый Завет и буддизм, а есть ли сходство?

Утешитель предателей

Зло — не снаружи

О пользе моногамии

Служители и остальные

Библия — снаружи я или внутри?

Внутренняя радость

(Не)справедливость искупления

Бог - не следящая камера

Надо ли бояться смирения?

В поисках новой памяти. О романе Е. Водолазкина «Чагин»

Подлинный смысл Пасхи

Смерть, которая имела смысл

Во оставление грехов

Почему мы должны верить в еврейского Бога?

Зуб за зуб
  Следующие 20 >>