анонсы статьи
новости
27.11.2024
Конференция для сестер «Надеющаяся на Господа» состоялась в Раменском

31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера

21.8.2024
В РПЦ сочли новый закон о церкви на Украине актом «расправы»

14.8.2024
Издана брошюра, в которой изложена позиция Ватикана по вопросам эвтаназии и суицида
Простые сложные книги (к 50-летию со дня cмерти К.С. Льюиса)

Михаил Неволин, Санкт-Петербург

Клайв Стейплз Льюис
Клайв Стейплз Льюис
Смерть К.С. Льюиса совпала по времени с трагической гибелью американского президента Джона Кеннеди. 22 ноября 1963 года всё внимание общественности было приковано к трагедии в Далласе. Сегодня, когда прошло ровно полвека с этого скорбного дня, вновь в основном пишут и говорят о гибели известного политика. Оно и понятно. Во-первых, это был Президент одной из самых влиятельных стран в мире. Во-вторых, это была не просто смерть, а убийство, совершённое на глазах многочисленных очевидцев. В то же время, хочется вспомнить сегодня и великого британского литератора, умершего в этот же день.

Почему люди читают и перечитывают Льюиса? Почему его книги, созданные в самых разных жанрах, востребованы и христианами, и теми, кто таковыми себя не считает? Я думаю есть три причины, которые привлекают читателей к творчеству этого автора.

Первая причина - это умение рассказывать. Причём это касается не только его художественных произведений. Он умел просто рассказывать о том, во что он верит, как понимает тот или иной вопрос. Сегодня и в мире, и в нашей стране очень много различных апологетических обществ и центров. Издаётся много книжек и буклетов. Иногда апологетическая активность больше напоминает не столько защиту своих убеждений, сколько нападение. Нападение на инакомыслие, на иные конфессии, на неправильное понимание какой-либо доктрины. Это не столько рассказчики, сколько воины, стоящие на дозоре и пытающиеся в самом зародыше истребить всякую ересь. Профессиональным взглядом сыщика они стараются отыскать подозрительные учения в церквях, книгах, фильмах и т.д. Вероятно, такая апологетика тоже нужна, но вот спокойного повествовательного рассказа и рассуждения о своей вере, которое мы так любим у Льюиса, сегодняшним апологетам частенько не хватает.

Вторая причина - это умение Льюиса подняться над деноминационными особенностями того или иного направления в христианстве. В начале своего произведения "Просто христианство", Льюис пишет о том, что ведёт разговор о "сущности христианства", которую он сравнивает с залом, где есть двери, ведущие в разные комнаты. Автор пишет, что его задача привести человека в этот зал, а вот когда и в какую из комнат далее войдёт читатель - не его задача. При этом он отмечает, что в зале кто-то может задержаться надолго, кто-то сразу определит нужную комнату, но в любом случае даже худшая из комнат лучше подходит для жилья, чем зал, предназначенный для временного пребывания.

Подобного надденоминационного подхода в христианской литературе сегодня не хватает. Многим он даже видится потенциально опасным. Очень уж велик соблазн всё-таки привести не только в "зал", но и сразу затолкать читателя в нужную "комнату", популярно объяснив, что все остальные двери ведут в пропасть, поэтому, туда не надо даже и пытаться заглядывать. Наверное с точки зрения некоторых представителей конкретной деноминации это правильно, но вот только читателей такие книжки находят, как правило, лишь среди обитателей этой самой "комнаты".

Третья причина - это честность автора. Льюис в отличие от многих авторов-христиан, не боится признаться, что он что-то не понимает. Для него нет закрытых или неудобных тем. Он не пытается идеализировать церковь или христиан. Льюис не стесняется говорить о том, что необращённые люди вовсе не обязательно оказываются менее моральными, чем христиане. Он не приемлет так называемого христианского ханжества и лицемерия и пишет, например, такие вещи: "Когда мы хотим помириться с родственниками, другом, возлюбленной и слышим: "Я тебя прощаю по-христиански", - всякому ясно, что ссора продолжается".

Льюис не пытается притворяться, что став христианином, человек получает ответы на все вопросы и никакие беды ему уже не страшны. Читая, например, "Боль утраты", мы видим предельно откровенный рассказ о том, как тяжело переживаешь потерю близкого человека, которого не могут утешить шаблонные дежурные фразы и даже библейские цитаты: "Очень трудно выносить тех, которые говорят: "Смерти нет" или "Смерть не имеет значения", Смерть есть, и она имеет значение, и её последствия неизбежны и непоправимы". Льюис честно пишет о том, как трудно молиться после потери любимого человека: "Почему все мои молитвы застревают в горле и все надежды кажутся тщетными — потому что я всё ещё прекрасно помню, как мы с ней страстно молились и напрасно надеялись. Надеялись не только потому что мы хотели надеяться, но и потому что нам давали, даже навязывали надежду: ошибочными диагнозами, рентгеновскими снимками, внезапными улучшениями состояния, которые воспринимались как чудо".

Клайв Стейплз Льюис - из числа тех авторов, книги которых хочется читать и перечитывать. Кого-то больше привлекают его сказки, кого-то - эссе, а кто-то предпочитает фантастику. Его книги можно назвать и очень лёгкими, и очень сложными. Доступным языком, просто и понятно он умел говорить об очень непростых и важных вещах.
Рождественская лестница. Добро пожаловать в Адвент!

Бог — это «небесный тиран»?

Зачем нужен образ «злого Бога»

Невыдуманная религия

Что не так с «научными объяснениями религии»?

Можно ли просто не выбирать?

Молиться или трудиться?

Неспешный разговор у креста. О романе Ференца Шанты «Пятая печать»

Несекретное бессмертие

Покаяние — перемена пути

Неизбежность свободной воли

Об отказе рассматривать данные

О богословии и культуре

Ошибка ложного сходства

Аргумент от умолчания и сверхъестественное Рождение Иисуса

О чем с нами говорит Данте сегодня? (окончание)

«Божественная комедия» Данте. От рвов Ада до земного Рая

Зачем читать сегодня «Божественную комедию» Данте?

Туринская Плащаница — все таки, времена Иисуса

Несколько добрых слов. О повести Ричарда Форда
  Следующие 20 >>