анонсы статьи
новости
19.6.2024
Стали известны темы, обсуждавшиеся на встрече папы Франциска с президентом Байденом

13.6.2024
В Санкт-Петербурге проходит Всероссийская конференция служителей Российского союза евангельских христиан баптистов

10.6.2024
Прощание с Р.Л. Носач

8.6.2024
Саммит Глав Протестантских Церквей России

6.6.2024
Эффективность и справедливость: христианский взгляд на социально-экономическое развитие

3.6.2024
Баптисты Петербурга организовали семейный праздник

29.5.2024
Конференция в Общественной палате РФ

27.5.2024
Секреты Дома Евангелия. «Фонтанка» заглянула в церковь баптистов, которая 30 лет простояла заброшенной

25.5.2024
Ежегодное богослужение в память жертв политических репрессий

20.5.2024
В Ватикане изменили правила в отношении чудесных явлений
О скитаниях вечных и о Земле

Игорь Попов, Москва

На прошлой неделе мы потеряли Рэя Брэдбери
На прошлой неделе мы потеряли Рэя Брэдбери
8 июня 2012 года, как обычно пишут в официальных некрологах, от которых всегда подташнивает, после продолжительной болезни умер… Да не умер он, ушел. Ушел великий сказочник и фантазер XX века, писатель и великий человек, бесконечно любящий детство и преклоняющийся перед старостью. Не стало Рэя Брэдбери. Его жизнь была уникальной, как были уникальны все его произведения. Он был мэтром научной фантастики и всегда очень удивлялся, когда его называли фантастом.

Рэй Брэдбери родился 22 августа 1920 года в городке Уокиган, штат Иллинойс. Полное имя - Раймонд Дуглас Брэдбери (второе имя в честь знаменитого актера Дугласа Фэрбенкса). Отец - потомок англичан-первопоселенцев. Мать - шведка по происхождению.

В 1934 году семья Брэдбери перебирается в Лос-Анджелес. Детство и юношество писателя прошли во времена Великой депрессии, средств на университетское образование у него не было. Однако отсутствие дальнейшего образования не сильно помешало ему, что объясняется в его статье «Как вместо колледжа я закончил библиотеки, или Мысли подростка, побывавшего на луне в 1932-м».

«Библиотеки меня воспитали. Я не верю колледжам и университетам, а верю в библиотеки... Я получил образование в библиотеке, не в колледже», - говорил великий фантаст. Именно эта любовь к книге очень сильно отразилась на всем его творчестве. Брэдбери понял, что хочет быть писателем в двенадцать лет и с завидным упорством следовал этому решению, никогда не задумываясь об иной профессии. В своих ранних работах он имитировал стиль викторианской прозы Эдгара По, пока Генри Каттнер, которому он показывал свои тексты, не посоветовал ему пересмотреть приоритеты в творчестве.

Наверное нет такого писателя-фантаста, произведения которого были настолько полны религиозными символами и аллюзиями. Его мир удивителен настолько, насколько интересен и странен был сам писатель. Американский фантаст Айзек Азимов в одном из интервью сказал, что научную фантастику пишут главным образом атеисты. Мне кажется, он льстил себе (тут я, видимо, должен поставить смайлик). Рэй Брэдбери очень убедительно опровергает его мысль и, быть может, даже спорит с ним.

Я вообще очень не люблю клише «писатель-фантаст» или «писатель-реалист». Брэдбери фантаст? А что же такое тогда его «Вино из одуванчиков»? Фантастика? Нет, это просто настоящая Литература, которая отражает весь спектр вопросов, беспокоящих самого автора. Брэдбери вообще не укладывается ни в какие представления и клише. Достаточно вспомнить его «странности»: он никогда не летал на самолетах и даже не садился за руль автомобиля, предпочитая этим средствам передвижения велосипед. Он не признавал компьютеров, написав все свои произведения на любимой печатной машинке.

У Брэдбери есть удивительный рассказ «И будет ласковый дождь». В нем он пишет о доме будущего, который под завязку начинен всевозможными услужливыми механизмами. Кажется в этом доме все благополучно, но все же чего-то не хватает… А чего? Просто там уже никто не живет. Хозяева были удушены ласковыми объятиями искусственной среды. Вообще Брэдбери часто упрекали в отрицательном отношении к миру техники, в скрытой ностальгии по безнадежно утерянным, патриархальным ценностям. Именно поэтому нередко вспоминают и о религиозности самого писателя. Он вообще пытался во всех своих произведениях своего читателя вернуть к консервативным ценностям.

Лично я считаю самым великим и самым религиозным его роман «И духов зла явилась рать» (в русском издании он больше известен под названием «Что-то страшное грядет» - 1962). Герои романа два подростка (Джим и Вилли), вместе с отцом одного из них, мудрым библиотекарем, одерживают победу над силами зла.

Однако эта победа добра оценивалась самим Брэдбери как весьма трудная. Брэдбери умело передал апокалиптическую атмосферу в провинциальном городке. Конечно, он не отвечает на богословские вопросы в этой книге, но очень явно и умело показывает власть страха над людьми, как легко люди могут стать его рабами.

Именно перу Брэдбери принадлежит самый сильный и гениальный рассказ о Христе во всей научной фантастике. Рассказ называется «Человек». В некотором смысле - это Евангелие в жанре научной фантастики, но лишь с тем отличием, что в нем Христос не присутствует физически: мы узнаем о Нем лишь со слов очевидцев.

Брэдбери удалось показать реальность веры в Христа. Именно веры, когда ты не можешь увидеть и потрогать его физически, через материальные вещи. Но Сын Человеческий в рассказе всегда находится где-то совсем рядом и при этом Его невозможно увидеть. Мне кажется писатель в рассказе показал самый большой парадокс и чудо личной веры, которая основывается не на материальных доказательствах.

Меня поразила концовка этого рассказа:

«- Да, улетел, бедняга, - отозвался мэр. - Так и будет летать, с планеты на планету, неустанно ища, и вечно, вечно он будет опаздывать - на час, на полчаса, на десять минут, на минуту. Наконец он опоздает всего на несколько секунд... И снова будет летать, думая, что вот-вот поймает то, что он оставил здесь, на нашей планете, в нашем городе, сейчас... Мартин посмотрел мэру прямо в глаза, и тот протянул ему руку.
- Да разве можно в нем сомневаться? - мэр поманил за собой остальных и повернулся к городу лицом. - Идемте. Нас ждут. Он там.
И они вошли в город…»


Можно много говорить и спорить о произведениях Рэя Брэдбери. Возможно, вы не согласитесь с моими доводами, посчитаете их надуманными. Но для этого вам нужно будет обратиться к первоисточнику. И тогда вы прикоснетесь к удивительному миру фантазий Рэя Бредбери. В конце концов, именно его фантазии позволили мне открыть настоящий Первоисточник и с удивлением обнаружить, что Он вмещает в себя гораздо больше того, что я способен понять и почувствовать. И так прекрасно, что я смог об этом задуматься, с упоением читая великого Странника, который поведал мне «О скитаниях вечных и о Земле». Да и не мне одному, я так думаю. Приятного вам путешествия!
О пользе моногамии

Служители и остальные

Библия — снаружи я или внутри?

Внутренняя радость

(Не)справедливость искупления

Бог - не следящая камера

Надо ли бояться смирения?

В поисках новой памяти. О романе Е. Водолазкина «Чагин»

Подлинный смысл Пасхи

Смерть, которая имела смысл

Во оставление грехов

Почему мы должны верить в еврейского Бога?

Зуб за зуб

Смирение и достоинство

О Дальнем Востоке, Евангелии и фазанах

Как я смогу радоваться в раю, если мои близкие окажутся в аду?

Мокрый храм

Является ли концепция прав человека христианской?

Добродетель незлобия

Почему мы не верим Грабовому и верим Апостолам?
  Следующие 20 >>