анонсы статьи
новости
22.4.2024
Совет кардиналов продолжил дискуссию о роли женщин в Католической Церкви

15.4.2024
В Исаакиевском соборе представили резную икону Божией Матери для незрячих

12.4.2024
Научная конференция в Санкт-Петербургском христианском университете

10.4.2024
СПбГУ запустил бакалавриат по «христианской теологии» с бюджетными местами

9.4.2024
Ситуация в Республике Гаити, охваченной бунтами, быстро ухудшается, начинаются погромы церквей

4.4.2024
Церковь в индийском штате Керала требует от властей защиты от слонов и тигров

2.4.2024
Началась регистрация на Всероссийскую конференцию служителей РС ЕХБ в июне 2024-го года

28.3.2024
Британские христиане оправданы после ареста за проповеди о гомосексуализме

26.3.2024
День открытых дверей в СПХУ

26.3.2024
Научная конференция «Актуальные вопросы евангелического (протестантского) вероисповедания»
Невыносимая тяжесть бытия

Владимир Легойда

Современные подростки задыхаются без подлинных смыслов
Современные подростки задыхаются без подлинных смыслов
Об этом нелегко говорить, это тяжело признавать: один за другим уходят из жизни подростки. По собственной воле. Самоубиваясь, самоуничтожаясь, самоустраняясь из мира, который вдруг стал для них невыносим. В чем же заключается для них «невыносимая тяжесть бытия»? От чего пытаются убежать?

Впрочем, так ли уж по собственной? Остаются спутанные, смятенные слова о том, например, как тяжело, когда ругают, — и в школе, и дома. И уголовные дела заводят: расследуют, как обстоит дело с доведением до самоубийства. И тем не менее…

«Бери от жизни всё!», «Вася лох, купил дороже!», «Почувствуй энергию Burn! C ним твоя индивидуальность проявится еще ярче!» — к сожалению, наше общество потребления пронизано подобными лозунгами. Увы, мы сами создали мир, в котором материальное благополучие, индустрия развлечений, мнимая свобода и раскованность под влиянием энергетических напитков — да и средств покрепче и, соответственно, пострашнее — выносятся на передний план, навязываются как норма. Точнее, как «принятое», потому что и само понятие нормы отвергается: «истины нет, есть точки зрения»; «это мое личное мнение» — и под этим соусом может пройти буквально все что угодно. Но при этом «выделяться» нельзя: не простят. Всё как в старом фильме «Чучело», только пострашнее. И вот парадокс: в жизни, которая, казалось бы, должна быть сплошным удовольствием и тусовкой, «тинейджеры» вдруг отказываются «брать» и с протестом ее покидают.

Мы как-то забываем, что человек на то и человек, чтобы задаваться вопросом: «Зачем?» Людям это свойственно.

«Зачем я живу? В чем смысл жизни?» Именно потребность искать ответы на эти вопросы следует в первую очередь рассматривать как главный признак человека разумного, гомо сапиенса, так сказать. А для того, кто еще только входит в жизнь, эти проклятые и прóклятые экзистенциальные вопросы стоят особенно остро.

Современные подростки задыхаются без подлинных смыслов. И столкнувшись с миром бессмыслицы, не находят, за что уцепиться. У наших детей нет «прививки» от общества бездушия. Такие понятия, как Евангелие, Бог, христианство, любовь, заглушаются агрессивным потоком псевдоценностей, «пустышек», оголтелой демагогии — а у подростков на демагогию чутье обостренное. И всемогущий Интернет тут не подсказчик.

И ведь не скажешь, что проблемы детей и молодежи современному обществу глубоко безразличны. ЕГЭ и его дальнейшая судьба, список из ста книг для школьников, безопасный Интернет — лишь часть вопросов, бурно обсуждаемых в последнее время. Дискуссий более чем достаточно. А достаточно ли любви? И со стороны родителей, и со стороны школы… А как обстоит дело с изучением психологии подростков в духовных учебных заведениях?..

Еще святитель Феофан Затворник писал, что наша жизнь без Бога подобна стружке, завивающейся вокруг собственной пустоты. От пустоты в одночасье так просто не избавишься; ее может заполнить лишь связь с Богом. По большому счету каждый человек в этом мире обязательно ощущает, что он среди родных и друзей — глубоко одинок. И всякому, будь он хоть какой коллективист и душа общества, нужна опора, нужен нравственный якорь, которым никто и ничто не может стать. Только Христос.

Конечно, для того, чтобы жизнь молодого человека сложилась, — не просто «удалась», как это сейчас модно говорить, а именно сложилась, — необходим некий материальный минимум, нужны социальные лифты. Но нужна и работа души — и подростков, и людей старших поколений. Потому что «удалась» — это от слова «удача», то есть выигрыш, грубо говоря, «фарт», случайность, которая сейчас здесь, а потом и исчезнуть может, оставляя лишь горечь и неудовлетворенность. А «сложилась» означает становление личности, это значит, что личность состоялась и преходящие обстоятельства над ней не властны.

Существуют ереси, исходящие из того, что Христу «не повезло». Они, конечно, древние, но звучат вполне современно с точки зрения общества потребления. Ну не может это общество понять, что если Бог по Своей воле отдал жизнь за людей — всех! — потому что любит человечество, то это победа. Точно так же победили своих палачей мученики и вошли в Царство Божие, и недаром называются Торжествующей Церковью. Потому что без них, без промыслительной любви Пресвятой Троицы и без заступничества Божией Матери нас бы давно не было.

Журнал «Фома»
Зуб за зуб

Смирение и достоинство

О Дальнем Востоке, Евангелии и фазанах

Как я смогу радоваться в раю, если мои близкие окажутся в аду?

Мокрый храм

Является ли концепция прав человека христианской?

Добродетель незлобия

Почему мы не верим Грабовому и верим Апостолам?

Гедонисты, гностики и христиане — три разных взгляда на сексуальность

Бах остается Бахом

От необитаемого острова до космоса. Лучшие и необычные романы о миссионерстве

Евангелие остаётся истинным

Архитектура чуда. О романе Нади Алексеевой «Полунощница»

Почему христиане не полагаются на чудесную доставку?

О знамениях с неба

Почему Бог не сделает как я хочу?

Божий мир выглядит по-другому

Иллюзия справедливого мира

О разнице между загадкой и тайной

Еще раз о евангельских «противоречиях»
  Следующие 20 >>