анонсы статьи
новости
8.12.2024
Форум по профилактике экстремизма

27.11.2024
Конференция для сестер «Надеющаяся на Господа» состоялась в Раменском

31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера

21.8.2024
В РПЦ сочли новый закон о церкви на Украине актом «расправы»
Грядут думные батюшки?

Михаил Чернявский, Хабаровск

"Власть обещает построить правовое общество и окончательно войти в Европу – и все это при опоре на те силы, которые имеют репутацию противников свобод и прав человека" (И.В. Подберезский, «Кто раскачивает лодку?»)

Прошел очередной Архиерейский собор Русской православной церкви (РПЦ). Среди его решений есть следующее: «Церковь в лице своих полномочных представителей может взаимодействовать с политическими партиями и отдельными политиками. Однако существует ясная грань между таким сотрудничеством и политической поддержкой в ходе предвыборных кампаний и в целом в контексте политической борьбы.

Священнослужители и монашествующие, а также миряне, являющиеся руководителями синодальных и епархиальных учреждений, в силу их добровольного согласия на следование церковной дисциплине не должны баллотироваться в органы власти и участвовать в предвыборной агитации, даже если их кандидатуры выдвигаются общественными организациями или предлагаются органами власти на местах. Кроме того, иерархам и духовенству не следует занимать должности в органах исполнительной и судебной власти, за исключением несения пастырских обязанностей в этих учреждениях».

Данное постановление было опубликовано 2 февраля 2011 года на официальном сайте РПЦ. Казалось бы, сенсаций в нем нет. По сути, подтверждены прежние соборные решения, а значит Московская патриархия по крайней мере официально уже не метит на роль «министерства духовных дел». Это действительно так, если вы, как и большинство, не привыкли читать в современных договорах ту часть текста, что печатается внизу мелким шрифтом. А именно там, в примечаниях, мы находим скромную оговорку-лазейку.

«Исключения из этого правила могут делаться только в том случае, когда избрание иерархов или духовенства в законодательный (представительный) орган власти вызвано необходимостью противостоять силам, в том числе раскольническим и иноконфессиональным, стремящимся использовать выборную власть для борьбы с Православной Церковью. В каждом подобном случае Священный Синод или Синод самоуправляемой Церкви определяет лиц для участия в выборах в органы государственной власти и в индивидуальном порядке преподает на это благословение». Лично у меня это сообщение вызывает двойственное чувство.

С одной стороны, кто еще в нашей стране способен сегодня сказать влиятельное слово, содержащее в себе библейскую истину, во властных кругах? Протестанты малочисленны, но хуже того – в целом разобщены. Сепаратизм в массовом сознании верующих явно превалирует над имеющимся положительным опытом межконфессионального сотрудничества. Кроме того, в России еще сильны предрассудки по отношению к протестантам: «секта», «басурманская вера», «зомбируют и обирают».

Христиане обязаны возвышать свой голос против легализации однополых браков, пропаганды насилия и половой распущенности в СМИ, открытой рекламы алкоголя и т.п. РПЦ это делает и слава Богу!

С другой стороны, беспокоит непрерывно растущая клерикализация нашего общества. Московский патриархат (МП) уже проник в армию, тюрьмы, школы. По большим церковным праздникам значительная часть населения клянет центральные телеканалы, транслирующие помпезные богослужения с «наличием присутствия» первых лиц государства. Явление, весьма напоминающее показы пленумов ЦК КПСС в застойные времена.

На днях в интернет-блоге одной учительницы из Белгородской области прочел, что с 21 февраля у них в школе вводится утренний молебен. Она пишет: «Родители должны написать разрешение, что согласны на посещение церкви. Каждый понедельник мы вместе с детьми будем посещать церковь (она находится рядом со школой). 15 минут добрых слов отца Владимира, которые помогут, может быть, нашим ученикам понять добро и учиться прилежно…

В Белгородской области уже давно в школьную программу введён курс «православная культура» по указанию губернатора, а теперь рекомендуют посещать молебен. Когда наши дети поступают в учебные заведения других областей, то удивляются этому предмету в аттестате. Но ничего ведь страшного нет в этом».

Навязчивость РПЦ, использующей в основном административный ресурс, уже неоднократно вызывала в народе эффект отторжения и протесты. А проправославно настроенная часть нашего населения в основном невоцерковлена и Евангелием не просвещена. Ведь в словах «Но ничего ведь страшного нет в этом», – сквозят как минимум невыученные уроки истории.

Искусно завуалированная непоследовательность упомянутого соборного решения хорошо видна на фоне отлучения в феврале 1997 года известного священника-диссидента и правозащитника Глеба Якунина таким же Архиерейским собором. Причем в вину ему вменялось не только общение с непризнанным патриархом Украинской православной церкви Киевского патриархата Филаретом (Денисенко), но и участие в политической деятельности. Кроме того, формально Якунин уже не находился под юрисдикцией Московского патриархата.

Вся эта история нанесла самый большой урон прежде всего авторитету РПЦ. Поскольку отлучение было очевидной «расправой» с Г.П. Якуниным, опубликовавшим перед этим архивные документы, разоблачающие факты секретного сотрудничества православных иерархов с КГБ в годы советской власти.

А ведь именно священник Глеб Якунин вместе с Николаем Эшлиманом в годы холодной хрущевской оттепели имел мужество направить патриарху Алексию I историческое и резонансное открытое письмо, которое описывало противозаконное подавление органами государственной власти СССР прав и свобод верующих граждан, за что много претерпел и от патриархии и от означенных органов.

Именно Глеб Павлович уже в новой России боролся с ксенофобией, антисемитизмом, шпиономанией и горе-сектоведами, в частности с А. Дворкиным. Именно Якунин в конце 2005 года совместно с другими участниками московской Хельсинкской группы направил лидерам Запада письмо, в котором высказывалась озабоченность преследованием российских граждан по политическим мотивам.

На мой взгляд, если и нужен голос православного духовенства в современной отечественной политике, то именно такой, как голос Г.П. Якунина – мужественный и свободный. Но очевидно, что подобных голосов РПЦ МП опасается. Там возведена своя жесткая вертикаль власти, которой сюрпризы не нужны.

Вышедший в начале 2011 года документ имеет длинное название: «Практика заявлений и действий иерархов, духовенства и мирян во время предвыборных кампаний. Проблема выдвижения духовенством своих кандидатур на выборах». Он был принят в декабре 2010 года и переработан редакционной комиссией под председательством патриарха Кирилла (Гундяева). Напомню, в документе уточняется, что в каждом отдельном случае Священный Синод или Синод самоуправляемой Церкви будет определять лиц для участия в выборах в органы государственной власти и давать на это благословение в индивидуальном порядке. Здесь отчетливо просматривается традиционно строгая иерархичность РПЦ.

Значит, новыми православными политиками станут проверенные, марионеточные миряне и даже клирики, готовые лоббировать узкоконфессиональные интересы РПЦ, пренебрегая конституционной светскостью государства и свободами представителей иных религий и конфессий. В итоге негативных ожиданий, к сожалению, больше, нежели позитивных. К тому же высшая государственная власть уже очевидно сделала ставку на православие, как оптимальную идеологическую подложку.

Хуже всего, что в соборном постановлении присутствует образ аморфных «раскольнических и иноконфессиональных» враждебных сил, «стремящихся использовать выборную власть для борьбы с Православной Церковью». Можно с большой долей уверенности предполагать, какие именно общественные группы могут быть назначены этой враждебной уважительной причиной для жесткой православной политической борьбы.

Интересно на этом фоне выглядит недавнее заявление на сайте Christianity Today влиятельнейшего проповедника XX века Билли Грэма о том, что ему «стоило держаться подальше от политики, … больше проводить времени дома с семьей, больше учиться и меньше проповедовать». Напомню, это сказал человек, который в общей сложности выступил перед 215 миллионами человек в 185 странах мира, а еще защищал президента США Ричарда Никсона во время Уотергейтского скандала.

Апостол Павел писал: «Так вот, первым делом я прошу тебя, позаботься, пожалуйста, о том, чтобы молитвы с просьбами, мольбами, заступничеством и благодарностью были за всех людей, включая правителей и власти, так чтобы мы могли жить тихо и мирно, благочестиво и достойно. Это хорошо и угодно Богу, нашему Спасителю, который хочет, чтобы все люди были спасены и пришли к познанию истины» (1 Тим. 2:1-4, перевод «Радостная Весть»). Дай же нам Бог посвященных Ему и своему народу политиков, а главное верных Божьей Истине, сильных духом священнослужителей! И не бойся, малое стадо!
Чувство вины — это не всегда плохо

Рождественская лестница. Пока смертные спят

Новый Завет и Бхагавад-Гита: в чем разница?

Рождественская лестница. Добро пожаловать в Адвент!

Бог — это «небесный тиран»?

Зачем нужен образ «злого Бога»

Невыдуманная религия

Что не так с «научными объяснениями религии»?

Можно ли просто не выбирать?

Молиться или трудиться?

Неспешный разговор у креста. О романе Ференца Шанты «Пятая печать»

Несекретное бессмертие

Покаяние — перемена пути

Неизбежность свободной воли

Об отказе рассматривать данные

О богословии и культуре

Ошибка ложного сходства

Аргумент от умолчания и сверхъестественное Рождение Иисуса

О чем с нами говорит Данте сегодня? (окончание)

«Божественная комедия» Данте. От рвов Ада до земного Рая
  Следующие 20 >>