анонсы статьи
новости
25.7.2024
В Великом Новгороде исследуется фундамент одного из древнейших русских храмов

17.7.2024
"Семья в фокусе"

13.7.2024
Евангельские группы присоединяются к осуждению экспертом ООН проституции как системы насилия и эксплуатации после ужасающего доклада

1.7.2024
Хоули призывает «снять транс-флаг» с федеральных зданий, заставить христианских руководителей поставить «Америку на первое место»

24.6.2024
Раскрыты подробности нападения на православный храм в Дербенте

19.6.2024
Стали известны темы, обсуждавшиеся на встрече папы Франциска с президентом Байденом

13.6.2024
В Санкт-Петербурге проходит Всероссийская конференция служителей Российского союза евангельских христиан баптистов

10.6.2024
Прощание с Р.Л. Носач

8.6.2024
Саммит Глав Протестантских Церквей России

6.6.2024
Эффективность и справедливость: христианский взгляд на социально-экономическое развитие
Алеша Попович новой реальности

Галина Сульженко, Санкт-Петербург

Алёша Попович (фрагмент картины Васнецова
Алёша Попович (фрагмент картины Васнецова "Богатыри")
В самом конце уикэнда телезрителей, утомленных многочасовым общением с экраном, ждал сюрприз, так сказать, клубничный десерт на сладкое. Клубничка называлась «Настоятель» и была боевиком (мог ли кто-нибудь, находясь в здравом уме и твердой памяти, подать к столу иное?).

Интерес к премьере был подогрет уже самим названием. Памятуя знаменитый х/ф «Поп» В. Хотиненко, ожидания можно признать справедливыми. И они не обманываются с первых кадров. Прежде всего потому, что видишь новые, неизношенные до узнаваемости домашних тапочек лица актеров: Егора Пазенко в главной роли – отец Андрей , Анну Табанину – доктор Катя, Романа Притулу – наркобарон и криминальный авторитет небольшого городка Агафонов. Здесь создатели фильма (режиссер Армен Назикян, продюсеры Инесса Юрченко, Сергей Щеглов, сценарист Андрей Тумаркин) осуществили некий прорыв в сравнении с приевшимся «теле-мылом в милицейских погонах», где одни и те же лица кочуют из сериала в сериал так, что и понять трудно, какой из них закончился, а какой начался.

Попутно замечу: гениальность подобных мыльных теле-продуктов в том, что их употребление не оставляет в голове и сердце зрителя никаких следов – полная стерильность. Посему одним и тем же названием можно забивать эфирное время сколько угодно раз: зрители будут в сотый раз смотреть бородатые «Улицы разбитых фонарей» как впервые. Бурное движение, переживания и страсти на экране есть, а вспомнить сюжет или хоть какие-то его детали невозможно.

В случае с «Настоятелем» удачно подобранный актерский состав не подводит, создает действительно душевную, доверительную атмосферу, способную расположить к себе зрителя и даже начать сопереживать героям. Все актеры, включая юного Пашу Миронова, играют свежо и трогательно. Но как бы они ни старались, могут ли они выйти за рамки жанра? Как впрочем и создатели фильма. Осмелятся ли они предложить зрителю, развращенному одним беспрерывным бандитско-криминальным сериалом, что-то, не вписывающееся в его законы? Однако они стараются. И центральная фигура фильма – настоятель отец Андрей – была обязана могучим столпом морального авторитета священника православной церкви удерживать всю сценарную постройку. Яркая актерская фактура Егора Пазенко вполне могла бы справиться с этой задачей: он органичен и в роли бывшего бандюка, и в роли священника.

С первых же минут понимаешь, это по-настоящему новый герой, каких еще мы не видели: настолько отважный, что ни на йоту не боится смерти; настолько решительный, что, не раздумывая, а лишь помолившись Господу Богу, берет в руки огнестрельное оружие, чтобы в одиночку выступить против царящего вокруг зла и беспредела; при этом (!) настолько духовный, что не мстит за себя и за обиженных, а отдает суд над преступниками на волю Божью и правоохранительных органов. Кого же он напоминает?

Ах, да, был такой сказочный герой, звали его Алеша Попович. Чистый образ его, правда, сильно подпортил, даже исказил до неузнаваемости, мультик, приобретший невероятную популярность и завоевавший немало почетных призов. А если вернуться к оригиналу, то Алеша этот родился от Леонтья-попа и еще в младенчестве слыл невиданным богатырем. В сказке буквально говорится, что мальчик Алеша в забавах возьмет кого из детей за ручку — ручка прочь; кого за ножку — ножка прочь; кого за середку возьмет — живота лишит.

Само собой, усидеть Поповичу-молодцу дома при таких делах было никак не возможно. Вот и нашли тогдашние правители этому криминальному таланту доброе применение. Стал Алеша Попович воевать с поганым Тугариным Змеевичем. Где хитростью брал, где умением, чтобы одержать сокрушительную победу. А Поповичем он оставался, потому что звания поповского его никто не лишал. Хорошая сказка? Видимо, да. Наверное, она и создателям фильма понравилась, раз решили позаимствовать оттуда образ главного героя. Возможно, неосознанно, а только по наитию, потому что давно наша киноиндустрия, питающаяся не пойми какими отбросами, жаждет чего-то свеженького, симпатичного и приятного.

Поповичи как раньше, так и теперь в народе популярны. Вот и рейтинги это подтверждают: зрители голосуют за то, чтобы обязательно было продолжение. Будет! Разве у кого-то возникают сомнения? Тугарины Змеевичи имеют обыкновение воскресать из мертвых, значит, и работа Поповичу опять найдется. Другое дело, что, следуя закону выбранного жанра, работа эта должна становиться все кровавее и ужаснее. Как бы тут Настоятелю не потерять свое лицо. Впрочем, пользуясь выражением самого «отмороженного» героя фильма, киллера Артура, лицо это и без того «какое-то мутное» (в переводе на русский «не совсем понятное»).

А понять хочется, что же в душе у Настоятеля: желание сражаться только Словом Божьим или, если расклад не выйдет, воевать с погаными в одиночку, выверенными движениями заправляя в магазин двустволки патроны, с которыми на медведя ходят? И главное: существуют ли такие Настоятели в природе?
Три подтверждения пустой гробницы

Стоит ли откладывать покаяние?

В Евангелии нет статистики

Искупление придумал Павел?

Новый Завет и буддизм, а есть ли сходство?

Утешитель предателей

Зло — не снаружи

О пользе моногамии

Служители и остальные

Библия — снаружи я или внутри?

Внутренняя радость

(Не)справедливость искупления

Бог - не следящая камера

Надо ли бояться смирения?

В поисках новой памяти. О романе Е. Водолазкина «Чагин»

Подлинный смысл Пасхи

Смерть, которая имела смысл

Во оставление грехов

Почему мы должны верить в еврейского Бога?

Зуб за зуб
  Следующие 20 >>