анонсы статьи
новости
8.12.2024
Форум по профилактике экстремизма

27.11.2024
Конференция для сестер «Надеющаяся на Господа» состоялась в Раменском

31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера

21.8.2024
В РПЦ сочли новый закон о церкви на Украине актом «расправы»
Страсти по Книге

Игорь Попов, Москва

Западная цивилизация богоцентрична. Я понимаю, что это очень спорный тезис. И все же, чем дольше я живу, тем больше убеждаюсь в этом. Даже открытая критика христианства и неприятие всего, что связано с религией, больше похоже на комплексы подростка, ушедшего из семьи, но так скучающего по родительской любви ребенка. А культура в особенности отражает эту тягу в духовной и, в частности, библейской теме. Правда тут и начинается самая различная чехарда и спекуляция всем, что современный человек называет «духовным». Но бывают и редкие исключения из правила.

Фильм «Книга Илая» вышел на экраны в начале 2010 года. Фильм рассказывает и жутком постапоклиптичном будущем человечества. 2043 год. Тридцать зим назад вселенская катастрофа разрушила мир. Выжили единицы. Америка превратилась в выжженную пустыню. Безжизненные города, разрушенные хайвэи, иссушенная земля… Здесь больше нет цивилизации, нет закона. По бескрайним дорогам, кишащим бандами, безжалостно убивающими любого из-за воды, еды или одежды, странствует мудрый Илай (Дензел Вашингтон), осуществляя никому неведомую миссию.

Воин не по призванию, но по необходимости Илай желает мира, но, если возникает необходимость, он готов защищаться до последней капли крови. Так рьяно он защищает свою веру в будущее, которой он служит вот уже 30 лет. Он должен выжить. В его руках – единственная надежда человечества. Книга Книг. Однажды он прибывает в мрачные края, где когда-то была цветущая Калифорния. Теперь здесь сущий ад, город воров и убийц, где бесчинствует тиран Карнеги (Гари Олдман), единственный, кто знает о силе Книги, хранимой Илаем, и мечтает завладеть ею. Волею судьбы Илай знакомится с приемной дочерью Карнеги, красавицей Соларой (Мила Кунис), от которой он узнает, что ее отчим разрабатывает страшный план захвата власти на всей Земле. Илай должен исполнить свое предначертание и спасти остатки человечества от гибели…

В общем-то, достаточно стандартный набор для постапокалипсиса и футуристического боевика. Но режиссерам фильма братьям Хьюзам удалось пройти по краю пропасти, сохранив необходимый баланс между красивыми визуальными решениями (очевидно, оператор Дон Берджесс с душой подошел к проекту) и недвусмысленным подтекстом, выходящим на авансцену ближе к финальным титрам. Удивительно, но «Книга Илая» оказалась более тонкой и глубокой работой, чем можно было представить в начале. Под маской жесткого постапокалиптического боевика тут спрятались размышления о силе Веры, поданные без лишнего пафоса и надрыва. Сюжетный конфликт – Карнеги хочет книгу, Илай против – обнаружил в себе чуть больше смысла, чем требуется от стандартизированного кинопродукта. Наверное, именно таким должен быть фильм, чтящий заветы классиков, но попутно привносящий в жанр что-то своё.

И вот об этом своем есть о чем поразмыслить. «Однажды я услышал голос, звучавший как бы внутри меня. Этот голос привел меня в пустынное место… Под грудой автомобильных покрышек была погребена Книга. И голос сказал мне: «Возьми эту Книгу и иди за Запад». Как вы понимаете, под Книгой тут подразумевается не что иное, как Библия. Илай своеобразно исполняет свою миссию, вступая в поединки, лишь бы Книга не досталась новому тирану. Но эта составляющая нужна режиссерам лишь для того, чтобы фильм остался коммерческим продуктом и собрал кассу. С этим приходиться мириться.

Главное в фильме не погони, драки и спецэффекты. Дензелу Вашингтону так понравился сценарий, что он не только согласился сыграть главную роль, но и стал продюсером проекта. «Илай выполняет миссию невероятной важности, – говорит о своем герое Вашингтон. - Когда мы знакомимся с Илаем, его миссия близится к завершению, но самые большие испытания еще впереди».

А главное начинается с простой молитвы перед едой, которую совершает Илай со своей спутницей. И что-то начинает происходить вокруг главного героя. Девушка понимает, что загадочный Странник идет к неведомой цели, а не бесцельно бродит по дорогам разрушенного мира. У него есть Миссия. И когда он ей читает 22 Псалом, она понимает, что Илаем движет Вера.

Очень интересны два образа в фильме – Илай и Карнеги. Ключевой вопрос, который ставит эта картина, - что является фундаментом построения цивилизации. Илай верит, что Библия станет основой для нового, справедливого общества. Книга в его рюкзаке – единственный шанс человечества, который дает возможность начать все сначала, избежав ошибок прошлого. А для Карнеги Книга - это средство контроля над людьми и расширения своей власти. Оба героя понимают силу, скрываемую за обложкой Книги, но имеют абсолютно разные представления о том, как эту силу использовать.

Безусловно, в фильме разбросано множество аллюзий и символов. Когда Солара спрашивает, почему он уверен, что нужно продолжать путь, Илай ей отвечает: «Мы двигаемся не видением, а верой». Именно вера приводит его к Алькатрасу, который стал последним форпостом ушедшей цивилизации, сохранив ее фундамент – культуру, книги. О самой катастрофе Илай говорит, что война началась потому, что люди уничтожили Книгу и именно поэтому она должна вернуться в этот мир. Смертельно раненый пророк начинает диктовать стих за стихом, главу за главой, книгу за книгой, убеждая «записать все точно, как он говорит, слово в слово». Так Библия снова приходит в новый мир.

Очень символично звучат и слова Илая о том, почему он считает свою миссию важной. «Я каждый день читал Ее, но упустил самое главное – нужно жить так, как в ней написано». Главный герой, выполнив свою миссию (печатные станки тиражируют новое издание Библии), уходит из мира, в своей молитве цитируя слова апостола Павла: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил» (2 Тим.4:7).

Основная идея фильма понятна и ясна: без Библейских ценностей, без силы Божьего Слова этот мир обречен на гибель, а цивилизация придет к самоуничтожению. Очено хорошо о смысле картины сказал один из ее создателей. «Нам бы очень хотелось, чтобы зрители восприняли «Книгу Илая» как фильм о том, насколько ценна наша жизнь и насколько важно ею дорожить, – говорит Аллен Хьюз. - Эта история затрагивает универсальные вечные темы, говорит о вере, преданности, о жертвенности и, главным образом, о надежде. Эти темы заставили нас задуматься, и мы попытались раскрыть их языком кинематографа». Остается надеяться, что старания режиссеров не тщетны…
Чувство вины — это не всегда плохо

Рождественская лестница. Пока смертные спят

Новый Завет и Бхагавад-Гита: в чем разница?

Рождественская лестница. Добро пожаловать в Адвент!

Бог — это «небесный тиран»?

Зачем нужен образ «злого Бога»

Невыдуманная религия

Что не так с «научными объяснениями религии»?

Можно ли просто не выбирать?

Молиться или трудиться?

Неспешный разговор у креста. О романе Ференца Шанты «Пятая печать»

Несекретное бессмертие

Покаяние — перемена пути

Неизбежность свободной воли

Об отказе рассматривать данные

О богословии и культуре

Ошибка ложного сходства

Аргумент от умолчания и сверхъестественное Рождение Иисуса

О чем с нами говорит Данте сегодня? (окончание)

«Божественная комедия» Данте. От рвов Ада до земного Рая
  Следующие 20 >>