анонсы статьи
новости
24.1.2025
Молитва о единстве христиан

1.1.2025
В Пакистане арестовали по стандартному обвинению в богохульстве христианку, мать двоих детей

16.12.2024
Папа Римский призвал к рождественскому перемирию в мире

8.12.2024
Форум по профилактике экстремизма

27.11.2024
Конференция для сестер «Надеющаяся на Господа» состоялась в Раменском

31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде
Какая польза от религии?

Сергей Худиев, Москва

Какая вообще польза от религии? Для чего она нужна? Наука и технологии улучшают нашу жизнь. Они сделали ее несравненно более сытой, комфортной и продолжительной, чем даже у наших относительно недавних предков. Они отправили человека в космос и преодолели голод. А какая польза от религии? Молебны повышают урожайность? Покаяние защищает от землетрясений? Такие риторические вопросы я время от времени встречаю в сети.

Что же, вопрос о том «нужно ли» подразумевает другой вопрос — «для чего?» Нужно ли мне, например, изучать высшую математику? Для чего? Я получаю от нее интеллектуальное наслаждение? Я хочу сделаться специалистом в этой области? А это выводит меня к более фундаментальному вопросу — чего я вообще хочу от жизни? Каковы мои планы, опасения и надежды? Чего я хочу добиться и чего я надеюсь избежать?

Когда мой жизненный путь неизбежно придет к завершению, что я хотел бы увидеть, оглядываясь назад? Что позволит мне сказать в этот момент, что моя жизнь удалась, она прошла не зря, потрачена не впустую?

Но, так или иначе, вопрос о том, какую жизнь мы сочтем удавшейся, достигшей своей цели, определяется тем, во что мы верим относительно природы реальности, происхождения и предназначения человека.

Есть ли у человека высшее благо и предназначение? Христианство говорит, что да — и оно состоит в том, чтобы познать Бога и возрадоваться Ему вовеки. Мы созданы всеблагим Богом для того, чтобы разделить Его вечную жизнь, любовь и радость. Мы отпали от нашего предназначения в грех — и Бог пришел к нам в лице Иисуса Христа, чтобы совершить наше спасение. Если мы доверимся Ему и последуем за ним, мы обретем счастье бесконечно большее чем все, о чем мы могли помыслить. Если это возвещение истинно, то благо, которое приносит вера, несравненно больше всего, что мы могли бы обозначить словом «польза».

Святой Апостол Павел, в ожидании своей мученической кончины, пишет: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2Тим.4:7,8).

Он с удовлетворением отмечает, что хорошо поработал и с твердой уверенностью смотрит в будущее, ожидая жизни вечной и блаженной с Богом. Атеист скажет на это, что он посвятил свою жизнь заблуждению и его — как и всех нас — не ждет ничего, кроме небытия. Однако при этом возникает забавный парадокс, на который в свое время обращал внимание Блез Паскаль. Апостол умер счастливым, ожидая невыразимо прекрасной жизни со Христом, в Его радости и славе, радуясь, что указал и многим другим путь к тому же блаженству.

Если атеист прав, и на самом деле, когда римский меч отделил голову Павла от тела, его сознание просто навсегда угасло, он так никогда и не узнал, что ошибался, и не был огорчен или разочарован.

Если атеизм верен, нам совершенно не грозит опасность узнать истину после смерти — и обнаружить, что мы совершили трагическую ошибку, сделав при жизни неправильный выбор. Нас просто не будет, чтобы огорчиться этому. Никто не воскликнет «Как страшно я заблуждался! Атеисты-то были правы с самого начала! Бога-то никакого нет! Нет никакой жизни после смерти, на которую я надеялся!» Просто потому, что мертвые, в таком случае, ни о чем не сожалеют. Их просто больше не существует.

Мы, конечно, можем говорить о земной пользе христианства — и она есть и на уровне отдельных людей, и на уровне общества в целом — но самый главный вопрос, который тут перед нами возникает, это вопрос об истине.

Атеист, который говорит, что христианство не приносит пользу, заранее подразумевает, что оно ложно, а атеизм истинен. Но это так называемый «кольцевой аргумент» — «исходя из того, что христианство ложно, оно бесполезно». Он никак не обосновывает ложность (и, следовательно, бесполезность) христианства. Он просто его провозглашает, и нам стоит обратить внимание на то, что это провозглашение ни на чем не основано.
Ложный страх Божий

Чудеса и сверхсветовые перелеты

Секрет гениальности Баха

Мы можем выбрать веру и надежду

Мы не приняли духа рабства...

Рождественская лестница. Возможность для чуда

Церковь «на самом деле»

Рождественская лестница. Несколько добрых слов

Чувство вины — это не всегда плохо

Рождественская лестница. Пока смертные спят

Новый Завет и Бхагавад-Гита: в чем разница?

Рождественская лестница. Добро пожаловать в Адвент!

Бог — это «небесный тиран»?

Зачем нужен образ «злого Бога»

Невыдуманная религия

Что не так с «научными объяснениями религии»?

Можно ли просто не выбирать?

Молиться или трудиться?

Неспешный разговор у креста. О романе Ференца Шанты «Пятая печать»

Несекретное бессмертие
  Следующие 20 >>