анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
400 лет баптизму

Игорь Кошелев, Москва, дьякон баптистской церкви

Крещение по вере - один из важнейших принципов баптизма
Крещение по вере - один из важнейших принципов баптизма
24-26 июля в Амстердаме отмечается 400-летие основание баптизма. В далёком XVII веке группа англичан, гонимых у себя на родине за веру, нашла здесь пристанище. Из этой группы в несколько десятков человек за четыре столетия баптизм вырос в одну из крупнейших христианских конфессий, насчитывающую около 100 миллионов верующих.

Принято считать, что баптизм (греч. baptizo — «крещу», «погружаю»), как оформленное движение в христианстве, появился в начале XVII века в Англии, хотя группы, в той или иной степени, придерживающиеся аналогичных воззрений (в первую очередь это относится к сознательному крещению взрослых людей по вере), существовали и ранее.

Его возникновение связывается с именем англиканского проповедника Джона Смита (ок. 1570 — 1612), присоединившегося к так называемым индепендентам или конгрегационалистам — одним из многочисленных пуританских движений, выступавших за продолжение реформации и более последовательное очищение (лат. puritas — «чистота») Церкви от «остатков католичества».

Конгрегационалисты стремились к независимости каждой поместной общины (конгрегации) и отрицали церковную иерархию. Вскоре после вступления в общину в своём родном городе Гейнсборо Смит становится её пастором, а его помощником — Томас Хэлвис. Из-за религиозных преследований конгрегационалисты были вынуждены искать убежища в Голландии, где и обосновалась община Смита.

В Амстердаме Смит вступает в тесную связь с голландскими меннонитами — последователям бывшего католического священника Менно Симонса (1496-1561), ранее называвшихся анабаптистами, т.е. перекрещенцами — и под их влиянием приходит к убеждению о недопустимости крещения младенцев. Вскоре, вместе с большинством своих последователей, Смит принимает решение присоединиться к меннонитам. Однако Хэлвис, осознавая различия в исповедании (в частности, меннониты не допускали для своих последователей военной и государственной службы и принятия присяги), в 1612 году с маленькой группой из десяти человек возвращается в Англию, и в этом же году в Лондоне возникает первая баптистская община.

Как Смит, так и Хэлвис изложили баптистские взгляды в своих работах, где обосновывали необходимость покаяния и личной веры в Христа для принадлежности к Церкви. Отмечалось и важность сознательного крещения по вере, а также они отстаивали принцип религиозной свободы и невмешательства государства в вопросы веры.

Несмотря на преследования, продолжавшиеся вплоть до 1689 года, когда был принят «Акт о веротерпимости», к 1644 г. в Англии действовало уже сорок шесть «общих» и семь «частных» или «партикулярных» баптистских общин. Разница между ними была в том, что «общие» утверждали, Иисус Христос умер за грехи всего человечества, а «частные» считали, что искупительная жертва предназначалась лишь для спасения избранных Богом людей.

В 1609 году группа христиан из Англии, перебравшаяся в Амстердам, сформулировала вероучительные принципы баптизма.
Во время Английской буржуазной революции баптисты активно поддерживали пуританина Оливера Кромвеля, в котором они видели сторонника религиозных и политических свобод, и многие из них достигли высокого положения на военных и государственных должностях, однако вскоре они выступили против диктатуры лорда-протектора и были смещены со всех постов.

Часть баптистов эмигрировала из Англии в Новый Свет, и в 1639 г. Роджер Уильямс основал в штате Род-Айленд первую общину. Со временем баптизм получил в США широкое распространение и сейчас является одной из крупнейших и влиятельных протестантских конфессий, насчитывающей свыше 20 миллионов верующих.

В России первые евангельско-баптистские общины возникли во второй половине XIX века в результате духовного пробуждения на юге Украины (среди немцев-колонистов), в Закавказье, в Таврической губернии, а также в Петербурге под влиянием проповедей англичанина лорда Редстока в среде аристократии.

После того, как обер-прокурором Священного Синода стал К.П.Победоносцев, он поставил цель «переломить хребет русскому баптизму, штундизму и "редстокизму" ("пашковщине")». Гонения продолжались с перерывами вплоть до 1917 г., а затем вновь возобновились уже при Советской власти начиная с конца 20-х гг и продолжались вплоть до «перестройки».

В настоящее время большинство баптистских общин в России объединены в Российский Союз евангельских христиан-баптистов, насчитывающий около 80 тыс. членов.

Баптисты придерживаются основных положений протестантизма: триединство Бога, божественность Иисуса Христа, Его искупительная смерть и воскресение, спасение по вере, всеобщее священство верующих. Единственным авторитетом в вопросах вероучения признаётся Священное Писание. Крещение и причащение (называемое хлебопреломлением или вечерей Господней) считаются не таинствами, а обрядами.

Главным отличием баптизма от других протестантских конфессий является крещение по вере в сознательном возрасте через погружение, а также учение о необходимости обращения или рождения свыше.

Перед крещением, как правило, проводится беседы с кандидатом. Общины баптистов в основном самостоятельны и независимы, отсутствует иерархия и единый центр. В то же время большинство общин объединены в Союзы и Ассоциации (как правило, по территориальному признаку) для координации совместной миссионерской, благотворительной или просветительской работы.

Священнослужители (пресвитеры или пасторы и диаконы) избираются общиной и не считаются посредниками между верующими и Богом. Обрядность сведена к минимуму, форма богослужений является произвольной и состоит из одной или нескольких проповедей (проповедовать могут не только священнослужители, но и рядовые члены общины), пения гимнов и молитв. Большое внимание у баптистов уделяется практической стороне христианской жизни, которая признаётся неотделимой от исповедания веры.
 
Михаил12.11.2009
Фёдор, не очень понял ваш вопрос. Авторство библейских книг никак не меняется от деноминации читателя.
Фёдор (Череповец)12.11.2009
Хочу спросить всех. Кто автор протестантской библии?
Михаил10.11.2009
Фёдор, ну если вас что-то смущает, то можно брать только канонический книги, который общие для всех.
Фёдор (Череповец)10.11.2009
Роман Вам следует просчитать во всех Библиях,сколько в них книг.А этот фарисей Прокудин неплохо зацепил эту тему,его по моему
следует называть книжником,а не фарисеем.Я лично посчитал следующие:православная Библия-77 книг,католическая - 73,протестантская-66книг.
Роман (Воронеж)19.10.2009
Антон, полностью тебя поддерживаю... Не стоит переубеждать упертых фарисеев. Оно того не стоит. Интересно, из всех этих праведных крикунов все ноги потные своим ближним омывают? А что касается Писаний, Прокудин, это откуда у вас такая информация относительно каноничности книг?! Интересно, что это за старый завет и православная Библия? Это что-то новое... Вы сами что ли себе книги выбираете. Так это не библиотека.
Павел30.8.2009
Дорогой брат Антон!"Омовение ног"- это повеление Иисуса Христа.Это повеление исполняют многие:протестанты,адвентисты,кроме сектантов.
Антон (Санкт Петербург)30.8.2009
Дословно, слова Иисуса, из Евангелия от Иоанна: "оставляю Вам пример" пример, а не заповедь. Пример как послужить ближнему, а не пример омовения столов и чаш, как это делали фарисеи - не искренне. Примеры Иисуса не нужно обликать в заповеди. Заповедей всего две возлюби 1. Бога и 2. Ближнего. Справьтесь хотя бы с ними, а потом уж об омовении ног говорите.
Гриша (Москва)24.8.2009
Как это не заповедь Антон? Если Иисус в прямом,а не переносном смысле это сказал.Побойтесь Бога и исполняйте заповедь,то что сказал Иисус.
Антон (Санкт Петербург)22.8.2009
Какие были до меня убогие комментарии к прекрасной статье, просто жаль, что тьма неведения в душах так сильна, что гибнет от недостатка знания столько народу.
Антон (Санкт Петербург)22.8.2009
И Александр Прокудин (Симферополь Крым), и Федор (Череповец), и бунгур и все те, кто считает баптистов еритиками и сектантами не имеют на то основания потому, что кто так обзывается тот сам так называется. Человек который неуважительно относится к взглядам другого и к тому же не знает общеизвестного значения говоримых им слов просто показывает своё нежелание понять другого и всё.... я бы выразился в три раза жёстче, но сами знаете в Питере проживают интеллигентные люди. А что касается мытья ног, то это не заповедь, а предписание, каждый уважающий себя человек должен мыть ноги, чтобы окружающие не "наслаждались" их запахом. И если в церкви есть желающий помыть мне ноги, то я не против, но главное не делать из этого культ, да я и сам вымою вам ноги когда вы станете моими учениками - ведь Иисус не мыл ноги всем людям, а только ученикам - это можно практиковать в школе или духовном заведении, но не в церкви я имею ввиду мыть ноги всем подряд. В церковь должен человек приходить с чистыми ногами и смиренным сердцем, тогда отпадёт необходимость в омовении ног, мы же хотим, чтобы церковь была совершенней?
Александр Прокудин (Симферополь Крым)9.8.2009
Сектанты, баптисты и пятидесятники в 1944 году объединились, а в 1990 начали раскалываться, так вот ими не исполняется заповедь Божья, (Омовение ног), а ведь писание нам говорит: Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. (Иоанна 13 гл. 14 ст.). Беседуя с одним баптистом, спрашиваю его, почему преломление или причащение вы исполняете, а омовение ног ваша церковь не исполняет эту заповедь. Ведь православные храмы соблюдают эту заповедь, также соблюдает одна из протестантских церквей АСД. Что говорит нам писание: Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; (1 Иоанна 2 гл. 4 ст.). И так если вы беседуете с ними, то спросите, какая у них Библия, этим вы обезопасите себя от дальнейшей беседы. Еще один совет: старый завет в православной заканчивается на третьей книги пророка Ездры, а в протестантской на книги пророка Малахии.Александр Прокудин г. Симферополь
e-mail: kitch@pochta.ru
Федор (Череповец)9.8.2009
Баптиста ноги не моют,а почему ,потому что они еретики.
бунгур26.7.2009
А мне кажется,что баптисты - просто сектанты.
Своим,человеческим умом "исправили" таинства и обряды Соборной АПОСТОЛЬСКОЙ Церкви и стали еретиками.