анонсы статьи
новости
16.5.2024
Женщина, рожденная в результате суррогатного материнства, поддержала призыв Папы Франциска к его запрету

7.5.2024
В Италии набирает силу католическое движение «реконструкторов» в борьбе за «отпавшие от церкви» души

1.5.2024
Предпасхальный концерт в соборе Святой Марии в Санкт-Петербурге

26.4.2024
Христианские лидеры Африки отмечают 30-летие со дня геноцида в Руанде

22.4.2024
Совет кардиналов продолжил дискуссию о роли женщин в Католической Церкви

15.4.2024
В Исаакиевском соборе представили резную икону Божией Матери для незрячих

12.4.2024
Научная конференция в Санкт-Петербургском христианском университете

10.4.2024
СПбГУ запустил бакалавриат по «христианской теологии» с бюджетными местами

9.4.2024
Ситуация в Республике Гаити, охваченной бунтами, быстро ухудшается, начинаются погромы церквей

4.4.2024
Церковь в индийском штате Керала требует от властей защиты от слонов и тигров
Рождественский Пост — отправляясь в путешествие

Сергей Худиев, Москва

Приближается Рождественский Пост. Большинство людей знают, что это такое время, в которое православные люди воздерживаются от некоторых видов пищи. Обычно не едят мясного и молочного. Люди часто считают пост чем-то вроде оздоровительной диеты. Действительно, когда мы стараемся потреблять меньше калорий, это полезно для здоровья. Но смысл поста, конечно, не в этом.

Пищевые ограничения помогают нам выделить это время как особенное. Мы отправляемся в путешествие, меняем нашу жизнь. Как волхвы, увидевшие Звезду на востоке. Это важно потому, что мы растем в вере, когда мы ее практикуем — совершаем какие-то обусловленные ей действия. Поступки, которые маркируют нас как верующих — и в наших собственных глазах, и в глазах других.

Наша вера имеет тенденцию остывать, становиться чем-то обыденным — и посты учреждены для того, чтобы помочь нам вернуться к Первой Любви.

На дорогах иногда ставят «лежачих полицейских» — небольшие подъемы, на которых машину потряхивает. Пост стоит в церковном календаре, чтобы помочь нам очнуться от полудремы, в которую нам легко впасть.

Наши собственные желания, страхи и аппетиты легко формируют течение, которое несет нас по жизни почти бессознательно — мы механически жуем и не замечаем, что, у нас возникает физиологический импульс, когда мы проходим мимо киоска с сосисками, и мы, не задумываясь, покупаем эту сосиску. Это жизнь на автопилоте, как будто в полусне.

И вот наступает время поста — мы стараемся проснуться и разобраться с направлением и смыслом своей жизни. Куда мы идем? Зачем? Чего мы хотим от жизни? Мы оказываемся в другом состоянии, в другом режиме бытия — и то, как меняются наши пищевые привычки, помогает нам в него войти.

Из всех животных только человек способен к воздержанию — и пост помогает нам подняться над нашей животной природой. Не попрать ее, а поставить на место, привести в порядок.

Мы живем в мире, где пища продается на каждом углу, и мы можем насытить голод, как только его заметим. Но многие — в том числе, вполне мирские психологи — пишут о том, что это неполезно. Мы не только накапливаем лишние килограммы — мы утрачиваем способность переносить дискомфорт, нам хочется, чтобы все наши желания удовлетворялись немедленно, а это делает нас слабыми и неспособными достигать каких-то важных целей, требующих терпения и усилий.

Ценность поста признают, таким образом, и совершенно мирские люди, которые говорят о его физической и психологической пользе. Но для нас важнее другое. Мы движемся к Рождеству Христову — мы будет праздновать пришествие Спасителя в мир.

Пост это — это время, когда мы оказываемся как бы во временах Ветхого Завета, когда мир ожидал пришествия Спасителя. Библейская история становится и нашей историей. Мы ждем Господа вместе с Пророками, чтобы встретить Его вместе с Пастухами.
Надо ли бояться смирения?

В поисках новой памяти. О романе Е. Водолазкина «Чагин»

Подлинный смысл Пасхи

Смерть, которая имела смысл

Во оставление грехов

Почему мы должны верить в еврейского Бога?

Зуб за зуб

Смирение и достоинство

О Дальнем Востоке, Евангелии и фазанах

Как я смогу радоваться в раю, если мои близкие окажутся в аду?

Мокрый храм

Является ли концепция прав человека христианской?

Добродетель незлобия

Почему мы не верим Грабовому и верим Апостолам?

Гедонисты, гностики и христиане — три разных взгляда на сексуальность

Бах остается Бахом

От необитаемого острова до космоса. Лучшие и необычные романы о миссионерстве

Евангелие остаётся истинным

Архитектура чуда. О романе Нади Алексеевой «Полунощница»

Почему христиане не полагаются на чудесную доставку?
  Следующие 20 >>