анонсы статьи
новости
7.5.2024
В Италии набирает силу католическое движение «реконструкторов» в борьбе за «отпавшие от церкви» души

1.5.2024
Предпасхальный концерт в соборе Святой Марии в Санкт-Петербурге

26.4.2024
Христианские лидеры Африки отмечают 30-летие со дня геноцида в Руанде

22.4.2024
Совет кардиналов продолжил дискуссию о роли женщин в Католической Церкви

15.4.2024
В Исаакиевском соборе представили резную икону Божией Матери для незрячих

12.4.2024
Научная конференция в Санкт-Петербургском христианском университете

10.4.2024
СПбГУ запустил бакалавриат по «христианской теологии» с бюджетными местами

9.4.2024
Ситуация в Республике Гаити, охваченной бунтами, быстро ухудшается, начинаются погромы церквей

4.4.2024
Церковь в индийском штате Керала требует от властей защиты от слонов и тигров

2.4.2024
Началась регистрация на Всероссийскую конференцию служителей РС ЕХБ в июне 2024-го года
За что меня судить?

Сергей Худиев, Москва

«Невозможно принять и понять, что меня будут судить за невыполнение непонятных требований, выполнять которые я не обещал», — заметил один комментатор в дискуссии про суд Божий. В самом деле, многим по умолчанию кажется, что религия выдвигает какие-то довольно произвольные требования — не есть каких-то видов пищи в определенные дни, по воскресеньям ходить в Церковь и т.д., а потом обещает награду или наказание в зависимости от того, как человек их исполнил. Но, что если не вижу смысла во всем этом и не подписывался все это исполнять? За что меня судить-то?

Похожий вопрос, видимо, ставили и святому Апостолу Павлу — как Бог будет судить язычников, которые не знали библейского закона и не жили по нему? Апостол даёт такой ответ — мы все знакомы с нравственным законом. Никто не сможет сделать вид, что не знал его. Язычники «показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую) в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные [дела] человеков через Иисуса Христа» (Рим.2:15,16).

Закон не является чем-то непонятным и произвольным — о нем говорит нам совесть. Это не какие-то искусственно придуманные правила — это то представление о добре и зле, которое каждый из нас знает в своем сердце. Есть вещи, которых мы не можем не знать — даже если бы хотели. Мы можем отрицать их — это да. Но Закон начертан в нашем сердце. Более того, мы не можем скрыть, что знаем его.

Апостол так говорит об этом: «Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий [другого], ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя [другого], делаешь то же» (Рим.2:1).

Каждый из нас постоянно судит других — это особенно хорошо видно в социальных сетях, которые полны обвинений и гневных упреков. Но чтобы предъявлять претензии другим людям, мы должны исходить из сознания того, что существует общий для всех нравственный закон, который все люди должны соблюдать — и несоблюдение которого делает их виновными и заслуживающими осуждения.

Это особенно бросается в глаза во время конфликтов — люди видят своих оппонентов как отвратительных злодеев, которых справедливо стереть с лица земли, и огорчаются на Бога, который почему-то до сих пор этого не сделал. Мы знаем, что грех и зло реальны и достойны осуждения — по крайней мере, когда речь идет о других людях, не нас и не тех, кого мы считаем своими.

И вот слово Божие побуждает нас увидеть ситуацию со стороны — так сказать, глазами Бога. Люди, на которых мы негодуем, и которым мы требуем суда, действительно грешники. Но они — не единственные грешники, которым грозит праведный суд. Мы тоже подобны им. Признать это невыносимо и люди встречают такую мысль с возмущением — как, мы, хорошие, подобны им, плохим?

Беда в том, что плохие, по настоящему, несомненно плохие люди как раз уверены в своей хорошести. Это их враги — конченные негодяи, а сами-то они на стороне добра. И вот нам стоит признать, что наше собственное мнение о нашей хорошести может быть глубоко неверным. Мы грешники, и мы нуждаемся в прощении.

Евангелие — о том, что мы можем это прощение обрести — через веру в Иисуса Христа. Как сказал Он сам: « Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Иоан.5:24).
В поисках новой памяти. О романе Е. Водолазкина «Чагин»

Подлинный смысл Пасхи

Смерть, которая имела смысл

Во оставление грехов

Почему мы должны верить в еврейского Бога?

Зуб за зуб

Смирение и достоинство

О Дальнем Востоке, Евангелии и фазанах

Как я смогу радоваться в раю, если мои близкие окажутся в аду?

Мокрый храм

Является ли концепция прав человека христианской?

Добродетель незлобия

Почему мы не верим Грабовому и верим Апостолам?

Гедонисты, гностики и христиане — три разных взгляда на сексуальность

Бах остается Бахом

От необитаемого острова до космоса. Лучшие и необычные романы о миссионерстве

Евангелие остаётся истинным

Архитектура чуда. О романе Нади Алексеевой «Полунощница»

Почему христиане не полагаются на чудесную доставку?

О знамениях с неба
  Следующие 20 >>