анонсы статьи
новости
7.5.2024
В Италии набирает силу католическое движение «реконструкторов» в борьбе за «отпавшие от церкви» души

1.5.2024
Предпасхальный концерт в соборе Святой Марии в Санкт-Петербурге

26.4.2024
Христианские лидеры Африки отмечают 30-летие со дня геноцида в Руанде

22.4.2024
Совет кардиналов продолжил дискуссию о роли женщин в Католической Церкви

15.4.2024
В Исаакиевском соборе представили резную икону Божией Матери для незрячих

12.4.2024
Научная конференция в Санкт-Петербургском христианском университете

10.4.2024
СПбГУ запустил бакалавриат по «христианской теологии» с бюджетными местами

9.4.2024
Ситуация в Республике Гаити, охваченной бунтами, быстро ухудшается, начинаются погромы церквей

4.4.2024
Церковь в индийском штате Керала требует от властей защиты от слонов и тигров

2.4.2024
Началась регистрация на Всероссийскую конференцию служителей РС ЕХБ в июне 2024-го года
Вера в науку

Сергей Худиев, Москва

Когда люди говорят о своей вере в науку, это, в значительной степени, оправдано — ученые тратят годы на получение образования, потом десятилетиями работают в своей области, существует научное сообщество — то есть ученого, который начнет фабриковать данные или впадать в откровенно бредовые теории, одернут его коллеги. Большую часть времени эти соображения работают. Специалисты, признанные научным сообществом, заслуживают большего доверия и уважения, чем краснобаи в интернете, которые смело опровергают «официальную науку». Было бы явной ошибкой пренебрегать мнением компетентных в своей сфере ученых.

Но бывает и другая ошибка. Чрезмерный и неоправданный энтузиазм в отношении науки, которая рассматривается как единственный (и при этом непогрешимый) источник истины. Мы нередко сталкиваемся с таким отношением к науке со стороны «научных атеистов», которым наука заменяет религию как источник истины, преданности и смысла. К науке возникает отношение именно религиозной преданности, как к незамутненному светочу добра и истины. На нее возлагаются надежды на преодоление всех проблем человечества — включая смерть.

И вот такая вера в науку, стоит заметить - совершенно неоправданна. Наука (как отдельные выдающиеся ученые, так и научное сообщество в целом) может впадать в тяжкие заблуждения. Недавно я прослушал интервью с германо-американским историком Ричардом Витцелем, который, в частности, говорит о расовых теория нацистов:
«Слишком часто термин "лженаука" используется для создания комфортной дистанции между наукой в Третьем Рейхе и современной наукой... Но это сбивает с толку, потому что ведущие немецкие расовые ученые пользовались признанием на международном уровне... Нам стоит помнить, что некоторые из худших нарушений этики в медицине и биологии нацистской Германии совершались в ходе исследований, которые совершенно укладывались в научный мейнстрим той эпохи... В то время это считалось совершенно «нормальной» наукой. Для современных ученых важно понимать, что в нацистской Германии мы видим крайний пример взаимодействия между политикой и наукой — но такое взаимодействие существует и в наши дни. Получите вы финансирование на ваши исследования или нет — в любом случае зависит от политической ситуации».

Нельзя сказать, что это шокирующая новость — «научный» расизм вызревал в европейской науке долгое время, в начале ХХ века он был, действительно, преобладающей точкой зрения среди ученых развитого мира, в США, Великобритании, Скандинавии и Германии.

Неравенство рас казалось очевидным выводом из как из эволюционной теории, так и из бросающейся в глаза неравномерности в развитии разных человеческих групп — прусская (или английская) деревня явным образом отличалась от африканской. Нацисты только довели до предела научные принципы, созданные не ими.

«Лженаучные» — скажем мы теперь. Но, как говорит голос за кадром в сериале про Штрилица: «они еще не знали». На тот момент это была лучшая наука, им доступная. А это вызывает тревожащую мысль — а что если нынешняя наука тоже ошибается, что если ученые в наше время зависят от государственного финансирования и должны ориентироваться на текущие политические запросы?

Это не уничтожает доверия к науке в целом — из того, что ученые могут быть неправы, никак не следует, что они неправы всегда. Но это подрывает ту наивную веру в непогрешимость науки, на которой, с большой степени, стоит «научный атеизм».

Если мы хотим обрести непогрешимый источник истины, нам следует искать его, все же, не в науке.
В поисках новой памяти. О романе Е. Водолазкина «Чагин»

Подлинный смысл Пасхи

Смерть, которая имела смысл

Во оставление грехов

Почему мы должны верить в еврейского Бога?

Зуб за зуб

Смирение и достоинство

О Дальнем Востоке, Евангелии и фазанах

Как я смогу радоваться в раю, если мои близкие окажутся в аду?

Мокрый храм

Является ли концепция прав человека христианской?

Добродетель незлобия

Почему мы не верим Грабовому и верим Апостолам?

Гедонисты, гностики и христиане — три разных взгляда на сексуальность

Бах остается Бахом

От необитаемого острова до космоса. Лучшие и необычные романы о миссионерстве

Евангелие остаётся истинным

Архитектура чуда. О романе Нади Алексеевой «Полунощница»

Почему христиане не полагаются на чудесную доставку?

О знамениях с неба
  Следующие 20 >>