анонсы статьи
новости
7.5.2024
В Италии набирает силу католическое движение «реконструкторов» в борьбе за «отпавшие от церкви» души

1.5.2024
Предпасхальный концерт в соборе Святой Марии в Санкт-Петербурге

26.4.2024
Христианские лидеры Африки отмечают 30-летие со дня геноцида в Руанде

22.4.2024
Совет кардиналов продолжил дискуссию о роли женщин в Католической Церкви

15.4.2024
В Исаакиевском соборе представили резную икону Божией Матери для незрячих

12.4.2024
Научная конференция в Санкт-Петербургском христианском университете

10.4.2024
СПбГУ запустил бакалавриат по «христианской теологии» с бюджетными местами

9.4.2024
Ситуация в Республике Гаити, охваченной бунтами, быстро ухудшается, начинаются погромы церквей

4.4.2024
Церковь в индийском штате Керала требует от властей защиты от слонов и тигров

2.4.2024
Началась регистрация на Всероссийскую конференцию служителей РС ЕХБ в июне 2024-го года
Исказил ли Апостол Павел учение Иисуса?

Сергей Худиев, Москва

Тезис, с которым время от времени приходится сталкиваться в сети — «подлинное учение Иисуса исказил Павел из Тарса». Именно Апостол Павел, как утверждается, является автором того христианства, которое мы знаем — с провозглашением Божества Иисуса и совершенно Им искупления.

Этот тезис популярен у разных групп — он обязателен у мусульман, его охотно повторяют деисты и оккультисты. Его стоит рассмотреть поближе и, когда мы пытаемся сделать это, он расползается по швам, причем сразу нескольким — как чисто исторического, так и богословского характера.

Обычно никто не отрицает, что Иисус оставил после Себя общину учеников. В самом деле, от кого бы еще мы могли бы знать хоть что-то о Нем? И вот тезис о Павле-исказителе требовал бы признать, что один человек, не знавший Иисуса в годы Его земного служения, каким-то образом сумел навязать всей этой общине учеников (знавших Иисуса лично) свое (ложное) понимание Его Личности и учения.

Апостолы провели с Иисусом три года, хорошо Его знали, любили и почитали — и вот со стороны появляется недавний гонитель и полностью меняет все, во что они верили относительно своего Учителя. Насколько это правдоподобно даже по чисто человеческим меркам?

Представим себе другого авторитетного учителя — скажем, почитаемого раввина или шейха, который сплотил вокруг себя общину учеников и последователей. И вот со стороны приходит кто-то, кто полностью искажает его учение. Насколько вероятным мы сочли бы такое развитие событий?

Если бы мы услышали, что учение, скажем, рабби Менахема Шнеерсона полностью искажено и подменено одним-единственным злоумышленником, которому удалось полностью перехватить на себя его наследие, каким-то образом переквасив всех, кто знал этого духовного лидера лично — стали бы мы рассматривать такую версию всерьез?

«Духовный лидер создал общину учеников, но тут со стороны один нехороший человек полностью исказил его учение» — насколько убедительным, в общем случае, мы сочли бы такой сценарий?

Это соображение действенно и на чисто человеческом уровне. Но обычно в «искажении» Апостола Павла обвиняют люди, полагающие самого Иисуса кем-то более значимым, чем просто наставником общины Своих последователей.

«Пророком», «посвященным», «просветленным» — то есть кем-то, обладающим особыми духовными качествами, мудростью и духовным знанием. И вот предполагается, что этому, как все согласны, мудрому и проницательному человеку не удалось то, что удавалось множеству людей в истории — оставить после себя учеников, способных передать Его послание миру.

Он лично их отбирает, три года общается с ними и готовит их к важной миссии — нести Его учение дальше — и вот появляется Апостол Павел и полностью срывает Его план. В каком бы свете это выставляло бы самого Иисуса?

Есть еще целый ряд причин, по которым версия об «искажении послания Иисуса Павлом» выглядит неубедительной, но мы пока остановимся на этих.

Если мы считаем Иисуса великим учителем, нам стоит признать, что Он смог справиться с задачей, с которой множество далеко не столь великих учителей справлялись и до Него — создать общину учеников, которые в состоянии сохранить и верно возвещать Его учение.
В поисках новой памяти. О романе Е. Водолазкина «Чагин»

Подлинный смысл Пасхи

Смерть, которая имела смысл

Во оставление грехов

Почему мы должны верить в еврейского Бога?

Зуб за зуб

Смирение и достоинство

О Дальнем Востоке, Евангелии и фазанах

Как я смогу радоваться в раю, если мои близкие окажутся в аду?

Мокрый храм

Является ли концепция прав человека христианской?

Добродетель незлобия

Почему мы не верим Грабовому и верим Апостолам?

Гедонисты, гностики и христиане — три разных взгляда на сексуальность

Бах остается Бахом

От необитаемого острова до космоса. Лучшие и необычные романы о миссионерстве

Евангелие остаётся истинным

Архитектура чуда. О романе Нади Алексеевой «Полунощница»

Почему христиане не полагаются на чудесную доставку?

О знамениях с неба
  Следующие 20 >>