анонсы статьи
новости
7.5.2024
В Италии набирает силу католическое движение «реконструкторов» в борьбе за «отпавшие от церкви» души

1.5.2024
Предпасхальный концерт в соборе Святой Марии в Санкт-Петербурге

26.4.2024
Христианские лидеры Африки отмечают 30-летие со дня геноцида в Руанде

22.4.2024
Совет кардиналов продолжил дискуссию о роли женщин в Католической Церкви

15.4.2024
В Исаакиевском соборе представили резную икону Божией Матери для незрячих

12.4.2024
Научная конференция в Санкт-Петербургском христианском университете

10.4.2024
СПбГУ запустил бакалавриат по «христианской теологии» с бюджетными местами

9.4.2024
Ситуация в Республике Гаити, охваченной бунтами, быстро ухудшается, начинаются погромы церквей

4.4.2024
Церковь в индийском штате Керала требует от властей защиты от слонов и тигров

2.4.2024
Началась регистрация на Всероссийскую конференцию служителей РС ЕХБ в июне 2024-го года
«Глубокие фейки»: старые ловушки на новый лад

Сергей Худиев, Москва

Среди опасностей, связанных с «искусственным интеллектом» чаще первыми в голову приходят сценарии, много раз прокрученные в фантастических фильмах и книгах — компьютеры обретут волю и самосознание и, сочтя людей досадной помехой, покончат с человеческим родом.

Но специалисты обычно не говорят об этом. По крайней мере, не в первую очередь. Многие вообще считают, что говорить о самосознании машин (сколь угодно мощных) невозможно так как компьютер - это чисто алгоритмическое устройство, он обрабатывает последовательности нулей и единиц согласно правилам, установленным программистами, в то время как сознание не алгоритмично, оно определяется субъективным опытом, переживанием «от первого лица».

Но с искусственным интеллектом связывают ряд вполне реалистичных опасностей — и они больше относятся не к предполагаемой враждебности машин, а к вполне реальной злонамеренности людей. И одна из этих опасностей — это так называемые «глубокие фейки», deep fakes, видео, созданные средствами нейросетей, которые тщательно подделывают реальность.

Например, ролик, в котором какой-нибудь известный политик показан в компрометирующей ситуации, в которой на самом деле он не был. Или в котором он произносит речь — его голосом, со всеми характерными жестами и интонациями, которую на самом деле не произносил.

Предполагается, что эта технология откроет ящик пандоры, представив неслыханные ранее возможности для пропаганды и обмана. Люди смогут «своими глазами» абсолютно реалистично и в высоком разрешении увидеть события, которые никогда не происходили. Можно говорить о первых звонках — по интернету уже разбегаются изображения, созданные нейросетью, которые выдаются за репортажные фотографии. Правда, пока еще программа несовершенна — например, неидеально прорисовывает пальцы — и подмену вполне можно обнаружить. Но чем дальше, тем лучше она будет работать.

Конечно, эта технология несет с собой опасность, но ее нельзя назвать новой. Люди всегда лгали и манипулировали друг другом — сначала путем устных слухов, потом появились газеты, потом радио, потом телевидение, потом интернет. Манипуляция фактами и свидетельствами, когда ни один кадр не является фальшивым, но ролик в целом смонтирован так, чтобы создавать совершенно ложное впечатление — явление уже очень давно и хорошо знакомое. Что делать со всем этим?

Чтобы понять это, важно выяснить, что заставляет людей разгонять фейки. К каким потребностям людей они апеллируют, на каких слабостях играют? Прежде всего, фейки почти всегда носят негативный характер — какой мерзавец этот N, не зря мы все его так ненавидим. Они дают людям радость сознания того, что они-то не мерзавцы, они-то хорошие люди. Удаляясь от этой радости о чужом грехе, мы уже сделаем себя гораздо менее уязвимыми. Кроме того, они рассчитаны на то, чтобы выбить адресата из эмоционального равновесия — разозлить или напугать.

Сообщение, которое вызывает у вас ярость, гнев, и острое желание «своими руками душить гадов», не обязательно фейк — но очень на него похоже. Его стоит отложить в сторону до дальнейших разъяснений. Но общее и самое простое правило — побуждает ли это к греху? К злорадству о чужом падении, к ненависти, к мести? Если да, то его точно не следует распространять. Мы можем утопать в потоке информации — и не знать, что происходит на самом деле. Иногда нет греха в том, чтобы сказать «я точно не знаю». Это не помешает нам действовать в границах нашей реальной осведомленности и реальной ответственности — и при этом защитит от преступных покушений на наши мозги. И неважно совершаются ли они при помощи «глубоких фейков» или обычных.
В поисках новой памяти. О романе Е. Водолазкина «Чагин»

Подлинный смысл Пасхи

Смерть, которая имела смысл

Во оставление грехов

Почему мы должны верить в еврейского Бога?

Зуб за зуб

Смирение и достоинство

О Дальнем Востоке, Евангелии и фазанах

Как я смогу радоваться в раю, если мои близкие окажутся в аду?

Мокрый храм

Является ли концепция прав человека христианской?

Добродетель незлобия

Почему мы не верим Грабовому и верим Апостолам?

Гедонисты, гностики и христиане — три разных взгляда на сексуальность

Бах остается Бахом

От необитаемого острова до космоса. Лучшие и необычные романы о миссионерстве

Евангелие остаётся истинным

Архитектура чуда. О романе Нади Алексеевой «Полунощница»

Почему христиане не полагаются на чудесную доставку?

О знамениях с неба
  Следующие 20 >>