анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
Что значит быть падшими?

Сергей Худиев, Москва

Одна их христианских доктрин, вызывающих резкую критику — это доктрина первородного греха. Причин тут несколько, но одна из них связана с непониманием. Мы действительно верим в то, что человек пал и испорчен. Но это будет оставаться непонятым или, хуже того - понятым превратно, пока мы не уточним, что именно испортилось и откуда человек пал.

Когда мы говорим о порче, мы всегда исходим из какого-то представления о правильном, неиспорченном состоянии. Мы не могли бы и диагностировать порчу, не имея представления о норме. Когда мы в обычном контексте называем человека «испорченным», мы сравниваем его с другими — «нормальными людьми», которые любят свои семьи, чтут закон, добросовестно работают и уважают своих ближних.

«Испорченный» человек ворует серебряные ложки в гостях, нарушает данные им обещания, предает своих благодетелей и вообще показывает неспособность и нежелание по-хорошему уживаться со своими ближними.

В этом контексте слова о том, что «все люди испорчены грехом» вызывают энергичный протест — да нет же, есть много людей вполне приличных, добропорядочных и честных. Но это недоразумение — Церковь верит вовсе не в то, что все люди — асоциальные типы. Мы все испорчены не по сравнению с неким «средним уровнем», а по сравнению с нашим не-падшим состоянием.

Когда мы говорим о «падении», мы неизбежно подразумеваем некое нормальное, не-падшее состояние дел. Курс валюты или показатели экономики могут «падать» только по сравнению с какими-то предыдущими данными. Когда мы говорим о моральном падении — например, профессор так низко пал, что ставит экзаменуемым хорошие оценки за взятки — мы исходим из какой-то нравственной нормы. Раньше он не делал такого и вел себя как приличный человек. Так и в богословском контексте «порча» и «падение» исходит из определенного взгляда на то, откуда мы ниспали.

Мы верим в то, что Бог бесконечно благ, праведен и счастлив. Отец, Сын и Святой Дух от вечности пребывают в совершенной любви, и Бог творит мир из чистой щедрости, чтобы разделить Свою вечную и блаженную жизнь с созданными Им существами, ангелами и людьми. Творение — благо. Бог говорит о нем, что оно «хорошо весьма».

Как показывает Боговоплощение, люди превознесены даже выше ангелов — Бог в Иисусе Христе стал именно человеком, а не ангелом. Люди созданы из бесконечной любви и для вечной радости, чтобы благость, мудрость и любовь Создателя струилась через них на все остальное творение. Каждый из нас создан для того, чтобы «воссиять, как солнце» (Матф.13:43).

Человек — наследный принц творения, призванный к отношениям близкой дружбы с самим Творцом мироздания. На фоне того, для чего мы предназначены, мы, даже лучшие из нас, выглядим очевидно испорченными и падшими. «Мрачная» доктрина первородного греха становится понятна только на фоне бесконечной радостной доктрины Творения.
Я не просил меня творить!

Прежде, нежели был Авраам

Что меняет вера в Божество Иисуса?

Гордыня и самооценка

Почему люди выбирают зло?

Что, если Церковь требует чего-то противного совести?

Ответственность и послушание

Что значит быть падшими?

Какими глазами мы видим Церковь?

Святочные гадания

Рождество и смысл истории

Христианский смысл Нового Года

Воплощение Христово

С наступающим праздником!

Религия может сделать нас хуже

Любовь не всегда говорит сладко

Самодельный рай

Что же такое счастье?

Победа Бога

Как любить Бога, когда Он не отвечает на молитву?
  Следующие 20 >>