анонсы статьи
новости
16.5.2024
Женщина, рожденная в результате суррогатного материнства, поддержала призыв Папы Франциска к его запрету

7.5.2024
В Италии набирает силу католическое движение «реконструкторов» в борьбе за «отпавшие от церкви» души

1.5.2024
Предпасхальный концерт в соборе Святой Марии в Санкт-Петербурге

26.4.2024
Христианские лидеры Африки отмечают 30-летие со дня геноцида в Руанде

22.4.2024
Совет кардиналов продолжил дискуссию о роли женщин в Католической Церкви

15.4.2024
В Исаакиевском соборе представили резную икону Божией Матери для незрячих

12.4.2024
Научная конференция в Санкт-Петербургском христианском университете

10.4.2024
СПбГУ запустил бакалавриат по «христианской теологии» с бюджетными местами

9.4.2024
Ситуация в Республике Гаити, охваченной бунтами, быстро ухудшается, начинаются погромы церквей

4.4.2024
Церковь в индийском штате Керала требует от властей защиты от слонов и тигров
Что же такое счастье?

Сергей Худиев, Москва

Юваль Ной Харари — чрезвычайно популярный израильский историк (а теперь его вернее назвать футурогологом), который пишет книги, излагающие его взгляд на историю («Sapiens») и будущее («Homo Deus»). Они интересны во многих отношениях — не в последнюю очередь для понимания мировоззрения, которое современный мир предлагает как основную альтернативу христианству.

Любое мировоззрение отвечает на вопрос «в чем состоит подлинное счастье человека» и Харари отвечает на него с большой прямотой: «Что бы там ни твердили монахи в гималайских пещерах или философы в башнях из слоновой кости, для капиталистического сознания счастье – это удовольствие. Точка».

Чтобы люди могли испытывать больше удовольствия, нужно искусственно перенастроить биохимию мозга: «Необходимо будет поменять нашу биохимию и реконструировать тела и мозги. Над этим как раз и идет работа. Можно спорить, хорошо это или плохо, но второй великий проект XXI века – добиться всеобщего счастья – потребует, видимо, апгрейда Человека Разумного до уровня, позволяющего блаженствовать без перерыва».

Такой взгляд на счастье не является новым — подобные счастливцы описаны в фантастической литературе. Например, у Станислава Лема упоминается прибор, который делает человека глупее — глупый человек с его простыми удовольствиями не заморачивается «проклятыми вопросами», не терзается нравственными дилеммами и вообще гораздо счастливей, чем вечно рефлексирующий умник. Правда у Лема это описание проникнуто явной иронией. В старом советском фантастическом фильме «Отроки во вселенной» роботы на далекой планете решили избавить своих создателей-людей от эмоций, рассчитав, что люди в таком случае будут счастливее. Правда, люди перестали создавать семьи и вымерли, но не испытывая по этому поводу никаких эмоциональных терзаний.

Даже для вполне неверующих людей ясно, что счастье — это нечто отличное от удовольствия. Еще в XIX веке Джон Стюарт Милль сказал, что «Лучше быть недовольным мудрецом, чем довольным дураком; лучше быть недовольным Сократом, чем довольной свиньёй». Свинья может пребывать в непрерывном блаженстве — но многим из нас перспектива превратиться в абсолютно счастливую свинью показалась бы тяжким несчастьем.

Счастье предполагает не просто удовольствие, а смысл. В человеческой жизни есть подлинное благо и предназначение, и счастье связано с приближением к нему. Например, мы сочтем человека, который любит свою семью, имеет верных друзей и работу, которая приносит пользу другим, более счастливым, чем того, кто не имея ничего из этого, живет жизнь полную удовольствий.

Осмысленная жизнь далеко не всегда является сплошным удовольствием — но она является несравненно более счастливой, чем жизнь погруженной в ничем не нарушаемое удовольствие свиньи. Проблема Харари в том, что, будучи атеистом (и постоянно это подчеркивая), он живет в принципиально бессмысленной картине мироздания, где действительно жизни больше нечего предложить нам, кроме удовольствия.

В этой картине мира удовольствие — это суррогат отсутствующего ответа на вопрос о смысле. Но удовольствия сами по себе не могут сделать человека счастливым. Для настоящего счастья нужна совсем другая картина мира — где мы созданы, а не появились случайно, у нас есть смысл, цель и призвание, и подлинное благо, которое мы можем обрести. Бог, который создал нас, чтобы мы познали Его и возрадовались ему в веки. Бог, который даст нам подлинное счастье — счастье ликующих святых, а не довольных свиней.
Надо ли бояться смирения?

В поисках новой памяти. О романе Е. Водолазкина «Чагин»

Подлинный смысл Пасхи

Смерть, которая имела смысл

Во оставление грехов

Почему мы должны верить в еврейского Бога?

Зуб за зуб

Смирение и достоинство

О Дальнем Востоке, Евангелии и фазанах

Как я смогу радоваться в раю, если мои близкие окажутся в аду?

Мокрый храм

Является ли концепция прав человека христианской?

Добродетель незлобия

Почему мы не верим Грабовому и верим Апостолам?

Гедонисты, гностики и христиане — три разных взгляда на сексуальность

Бах остается Бахом

От необитаемого острова до космоса. Лучшие и необычные романы о миссионерстве

Евангелие остаётся истинным

Архитектура чуда. О романе Нади Алексеевой «Полунощница»

Почему христиане не полагаются на чудесную доставку?
  Следующие 20 >>